Библейский сюжет - поклонение пастухов Христу младенцу - один из самых популярных в католической Европе XV - XVII веков.
Юная беременная Мария со своим мужем Иосифом прибыли в город Вифлеем для участия в переписи. К этому моменту город уже был переполнен приезжими, мест для ночлега в домах горожан не было. Супругам пришлось согласится на ночлег за городом - в пещере, которая служила хлевом для скота.
Ночью Мария родила Младенца (именно так - с большой буквы). Об этом событии, от явившегося к ним ангела, узнали пастухи пасшие стада вблизи пещеры. Они первые пришли к Младенцу, и в благоговении поклонились тому, кого мир знает под именем Иисус Христос.
Этот великий, с точки зрения христианства, момент разные художники показывают по своему.
Фламандский художник Хуго ван дер Гус расписывал алтарь Портинари в 1476 году. Работа многофигурная, кроме пастухов, возле пещеры собралсь толпа народу. В центре прямо на земле лежит младенец. Над ним склонилась его мать Мария. Слева, в красном плаще, муж Марии - Иосиф.
У трех пастухов, преклонившихся перед младенцем, разное выражение лиц.
Крайний справа пастух видит в младенце Сына Божия. Пастух сложил руки в молитве, на лице выражение умиления.
Пастух справа развел руки. Он еще в раздумье, не может сразу определить, кто перед ним, но по движению фигуры можно понять, что в следующее мгновение он также сложит руки в молитве и склонится перед младенцем.
У третьего пастуха, стоящего за спинами товарищей, на лице выражение удивления и любопытства. Это пастух пока еще ничего не понял и примет ли он Христа потом, пока неизвестно.
Венецианский художник Джорджоне изобразил поклонение пастухов младенцу более прозаически. Вдали видны стены города Вифлеема, у входа в пещеру расположилось Святое семейство, перед младенцем, лежащим на земле, склонились два пастуха.
Работа Джорджоне написана в 1505 году.
Венецианский художник Якопо Бассано писал свою картину в 1553 году. На полотне все в движении. Мария с младенцем на руках наклонилась вперед. Младенец смотрит на овечку. По виду не скажешь, что младенец только что родился - тянет месяца три, не меньше.
Пастух перед младенцем полулежит. Непонятно, то ли упал от удивления, то ли просто лентяй. Пастух, находящийся на втором плане, среди животных, занимается своим делом. Фактически он повернут к младенцу одним местом, противоположным голове.
Иосиф за Марией тоже занимается своим делом, совершенно не обращая внимания ни на Марию, ни на младенца.
Картина живописна, но ее глубокий смысл ускользает от зрителя. Что хотел сказать художник, именно так расставив фигуры людей?
На картине художника Якоба Йорданса, написанной в 1618 году, сюжет поклонения пастухов младенцу изображен в традиционной манере.
Мария с умилением на лице держит младенца. За ее спиной седой Иосиф, а перед младенцем склонился молодой пастух в восторге заламывающий руки.
Четыре художника, четыре разных взгляда на один сюжет...
Вы можете подписаться на мой канал