Обозначив кино важнейшим из искусств, советская власть, понимая его важность для пропаганды, взяла кинематограф под свой контроль. В 1919 году согласно Декрету Совнаркома 27 августа кинодело было национализировано. Считается, что премьера отечественного фильма состоялась в октябре 1908 года. Это была семиминутная картина Владимира Ромашкова о Стеньке Разине «Понизовая вольница».
Однако имя пионера российского кинематографа, талантливого предпринимателя и новатора Александра Ханжонкова незаслуженно забыто. А ведь именно ему страна обязана нынешней киноиндустрией.
Родился Александр Алексеевич в семье обедневшего дворянина, казачьего офицера в деревне неподалёку от Донецка. Род Ханжонковых имел славное военное прошлое, такая же карьера ожидала и Александра. После Новочеркасского казачьего юнкерского училища он был зачислен в 1-й Донской казачий полк.
Но в один момент всё изменилось. Однажды в 1905 году Александр зашёл в «биограф» - так назывались кинотеатры — и с военной службой было покончено раз и навсегда. Выйдя в отставку в 28 лет, он получил пять тысяч рублей и открыл на них фирму по закупке заграничных кинолент для российского проката.
Но уже в 1907 году Ханжонков начинает производство собственной продукции. Правда, первый опыт получился не очень удачным: по сюжету в фильме были задействованы цыгане, но они робели перед камерой и растормошить их не представлялось возможным.
Но уже в следующих картинах Александру сопутствует успех: как-то за один день он умудряется снять три ленты о русской жизни, в том числе о купце Калашникове. В его фильмах появляются актёры Иван Мозжухин и Пётр Чардынин.
Через пять лет после открытия кинокомпании Ханжонков снял уже более тридцати художественных картин, среди которых и «Оборона Севастополя». Её, кстати, показали императору в Ливадийском дворце, и Николай II остался очень доволен.
Говорят, даже лично выразил Александру Алексеевичу благодарность и подарил драгоценный перстень. В этот же год Ханжонков был награждён орденом святого Станислава. Кроме того, студия получила разрешение снимать даже в Нескучном саду — царской собственности.
Фильмы Ханжонкова демонстрировались по всей стране, где была такая возможность, и пользовались популярностью. Однако Александр Алексеевич не зацикливался исключительно на прибыли, поэтому помимо художественных снимал, хоть и в убыток себе, документальные и научные фильмы. Среди них были ленты о телеграфе, телефоне, кровообращении.
Из-за проблем со здоровьем Ханжонков в 36 лет оказался в инвалидной коляске. Тем не менее он не оставил своего дела, и к началу 1917 года его студия выпустила около трёх сотен кинолент.
Революционные события Ханжонков встретил в Ялте, где планировал создать отечественный «Голливуд» и уже начал строительство кинофабрики. Однако его мечтам не суждено было осуществиться. В 1919 году вся кинопромышленность была национализирована.
Ханжонков выехал за границу, однако вскоре вернулся по приглашению Луначарского. Работал в «Госкино», был арестован по ложному обвинению, но освобождён. Последние годы жизни провёл в любимой им Ялте за написанием мемуаров.
В российской истории Ханжонков остаётся создателем инфраструктуры кинематографа, определившим её дальнейшие векторы развития. Он не был в обычном понимании коммерсантом или продюсером: все, даже его конкуренты, отмечали его умение разглядеть талант, заразить других своим стремлением к поиску нового.
Да, в российском кино он был не единственным, но, безусловно, первым.
#КИМ