Не так давно известная группа Rammstein выпустила эпатажный и неоднозначный клип на песню Deutschland, что в переводе означает «Германия».
Поскольку песня посвящена Германии, в визуальном ряде представлены основные вехи (этапы) становления и исторического развития немецкого государства.
И так, коротко пробежимся по историческим периодам, которые нам предлагает группа Rammstein в своем клипе, а затем приступим к разбору и детальному анализу.
Клип начинается с того, как римские легионеры натыкаются на женщину-язычницу, которая ножом отрезает голову убитому римскому солдату.
Я думаю, данная сцена не требует расширенного комментария. Здесь идет речь, о завоевании германских племен Римской империей.
Кстати, следует отметить, что чернокожая девушка, которая лейтмотивом проходит через весь клип, и появляется перед зрителем в разнообразных образах, олицетворяет саму Германию в разные исторические периоды.
Далее перед нами возникает калейдоскоп образов. Здесь мы можем увидеть сцены из средневековой жизни религиозной Германии, когда, по мнению участников группы Rammstein, церковники разрывали страну на части. Это можно видеть в сцене, когда монахи поедают тело «Германии».
Также возникают эпизоды, в которых явно делается отсылка к Германии времен «советского» ГДР и «американского» ФРГ.
Часто мелькают сцены, как бы переносящие нас в далекое будущее, где космонавты изучают остатки угасшей цивилизации.
Не забыла группа Rammstein упомянуть в своем клипе и позорные годы нацистского прошлого, с его концлагерями и казнями заключенных.
В клипе можно увидеть и современные реалии: расслоение общества, терроризм и митинги, подавляемые спецназом.
И так, когда общая картина немного прояснилась, приступим к непосредственному разбору и анализу материала клипа.
1. «Красный луч».
Клип начинается с того, что в лесу зажигается «красный луч», который уходит в небо, образуя подобие красного столпа. Этот «красный луч» является своеобразным лейтмотивом, который проходит через все эпохи развития немецкого государства. «Красный луч» в клипе можно уподобить нити, на которую нанизываются исторические периоды Германии.
2. «Отсеченная голова».
После «красного луча» в кадре появляется «Германия» в образе язычницы, отрезающей головы римскому легионеру. Эта голова потом пройдет лейтмотивом через весь клип, находясь в руках «Германии».
И так, поскольку «Германия» отрезает голову римскому легионеру, то можно считать, что здесь происходит отсылка к Священной Римской империи. Эта версия находит подтверждение в кадре, где современная «Германия» целуется с отрезанной головой. В этой сцене стоит обратить внимание на голову самой «Германии», на которой красуется лавровый венок победителя, прямая отсылка к Риму и Юлию Цезарю. Поскольку в Древнем Риме лавровый венок считался символом императорского величия.
То есть, отрезанная голова в руках «Германии» может символизировать преемственность и наследование статуса Священной Римской империи. Вспомним, что Священная Римская империя, в начале своего существования, позиционировала себя в качестве теократического государства, а ее императоры считали, что их коронует сам Христос.
В клипе «Германия» с отрезанной головой на руках впервые появляется в кадре, сидя в инвалидном кресле. Ее везут участники группы Rammstein, выступающие в роли безмолвных свидетелей, путешествующих по страницам истории своей станы. Участники группы Rammstein везут «Германию» по кладбищу с пылающими гробами. Здесь можно увидеть отсылку к жертвам фашистского режима, сгоревших заживо в печах концлагерей. «Германию», словно больного человека, неспособного самостоятельно передвигаться везут на каталке, демонстрируя ей загубленные жизни множества людей. Драматизм сцены усиливается тем, что «Германия» держит на руках отрезанную голову, символизирующую Священную Римскую империю, государство, в котором на первом месте стояла религия. Таким образом, «Германия», являясь прямой наследницей Священной Римской империи, раздираемая войнами и противоречиями, обессилившая и измученная, безмолвно взирает на то, что сотворили люди (правители, находящиеся у власти в разные исторические периоды).
Кульминацией линии с отрезанной головой становится сцена городских беспорядков, в которой рядовые немцы вместе с фашистами и средневековыми рыцарями переворачивают машины (можно провести аналогию со страной) и закидывают спецназ «Коктейлем Молотова». Здесь можно увидеть отсылки и к Тридцатилетней войне( борьбе протестантов и католиков), и к временам фашизма в стране, и к крушению «Берлинской стены», а также к митингам и недовольствам современной политикой Германии.
На фоне этих беспорядков, в кадр крупным планом попадает отрезанная голова, еще недавно покоившаяся на руках у «Германии», теперь она валяется на поле брани забытая и ненужная. Это можно интерпретировать, как забвение прежних идеалов и потеря ориентации на Священную Римскую империю.
Сцене, где отрезанная голова лежит на земли в эпицентре сражения. Предшествуют эпизоды, в которых «Германия» приставляет к отрезанной голове пистолет, а потом и вовсе вгрызается в нее зубами (картинки см. выше). Эти эпизоды можно расценивать, как пересмотр прежних ценностей, их переработка или переориентирование, а затем полное забвение прежних идеалов.
3. «Немецкая Елизавета».
В клипе «Германия» нередко появляется в платье, напоминающее платье Елизаветы 1 английской. Меч и латы, надетые поверх платья, также делают отсылку к Елизавете, которая сама участвовала в сражениях, наряду с обычными войнами.
4. «Сожженная Жанна д’Арк»
В сцене, где фашисты сжигают на костре книги, крупным кадром берется человеческая фигура, которая также сжигается на костре, по всей видимости, это и есть «Германия». Здесь, скорее всего, происходит отсылка к легендарной Жанне д’Арк, которая за свою страну взошла на костер.
Помимо этого, здесь также может подниматься тема предательства, поскольку Жанну д’Арк предал ее же король, которому она помогла взойти на трон. В клипе, видимо, участники группы Rammstein считают предателями фашистов и средневековую инквизицию, которые, каждые в свое время, просто убивали и раздирали страну на части. Эта версия подтверждается тем, что в данном эпизоде инквизиторы и фашисты обнимаются.
На заднем фоне можно рассмотреть ситхов из кинематографической вселенной «Звездные войны». Зачем они тут нужны? Ну, во-первых, красные световые лучи продолжают линию «красного луча», который связывает эпохи между собой. А, во-вторых, ситхи призваны сформировать яркий образ зла.
5. «Монахиня, кадило и олень»
В одном из эпизодов «Германия» предстает перед нами в образе беременной монахини (на это указывает чепец, характерный для католических монахинь).
Мало того, «Германия» одета во все белое, а над головой у нее сияет нимб. Завершает образ кадило, которое «Германия» держит в руках и разлетающиеся голуби, символизирующие «Святой Дух».
Каждение кадилом, находящимся в руках «Германии» символизирует вознесение молитв к Богу. Так как каждение используется во время литургии.
Беременность и нимб над головой делают отсылку к образу Мадонны.
Кстати, данный образ также может идти из эпохи Средневековья (которая также обозначена в клипе). В Средневековье женщина была земным подобием Мадонны. Для того, чтобы придать большое сходство с Богородицей и подчеркнуть духовность, средневековые женщины подкладывали на живот подушку, которая отождествлялась в сознании средневекового человека с беременностью. То есть получалась «вечная беременность», уподобляющая женщину Мадонне. В данном случае, уподобляется Мадонне не женщина, а вся страна.
Олень. (см. картинку выше) И так, добрались и до оленя. Разберем символ оленя с точки зрения христианства. В христианстве олень обозначает религиозное рвение, а также символ борьбы со злом.
И так, в этом эпизоде «Германия» предстает перед нами в образе беременной Мадонны, со всеми атрибутами, указывающими на ее святость.
6. «Вифлеемские Ясли». В клипе встречается эпизод, где беременная «Германия» разрешается родами. Эта сцена, по своему наполнению, напоминает библейский сюжет рождения Христа. Вспомним, что Христос родился в яслях (месте, где кормятся животные: овцы и коровы). В клипе на отсылку к сюжету рождения Христа указывают коровы в кадре, покрытые накидками с красным крестом. А также нимб над головой у рожающей «Германии» (отсылка к Пресвятой Богородице).
Но вместо Христа- спасителя у «Германии» (воплощения Мадонны) рождается щенок. Происходит несовпадение ожиданий и действительности. Надежды на светлое будущее, связанные с беременностью «Германии» (кадр, где космонавты – будущие сыны «Германии» гладят ей живот) не оправдываются.
Так как, измученная и растерзанная «Германия» не способна родить Спасителя (отсылка к библейскому сюжету). Вместо этого на свет появляется щенок редкой и вымирающей породы леонбергер. Здесь, видимо, делается намек на угасание и вырождение немецкой нации, в связи с политикой иммиграции.
Кстати, стоит отметить, что роды «Германии» принимает католический кардинал.
Кардинал демонстрирует родившегося щенка на всеобщее обозрение. (Как-то сразу вспоминаются кадры из фильма «Король лев», где обезьяна показывает новорожденного короля Симбу его звериным подданным).
Видимо, в данном эпизоде, группа Rammstein делает выпад в сторону католической церкви, обвиняя ее в близорукости и нежелании адекватно реагировать на политику иммиграции и вырождаемости немецкой нации.
7. «Ангел»
В одном из эпизодов «Германия» предстает перед нами в образе ангела, воспарившего над грешными людьми. Это видно по следующему кадру.
Данный кадр можно разделить на две части: вверх (божественное – чистое) и низ (земное-греховное). Также это противопоставление подчеркивается цветовым контрастом ( белый ангел и черные люди) положением фигур в пространстве. Ангел расположен вертикально в полный рост с раскинутыми крыльями. Его голова запрокинута вверх, что означает устремление вверх к Богу. Люди (видимо, имеются ввиду власть предержащие и те, кто, по мнению группы Rammstein, виновен в вырождении нации) стоят на коленях среди пламени, мало того, они уползают от ангела.
8. «Гроб хрустальный»
Заканчивается клип «похронами» «Германии». «Германию» отправляют в космос в стеклянном гробу. Здесь возникает аллюзия на хрустальный гроб из сказки про Белоснежку (или о мертвой царевне). Эта отсылка к сказке дает надежду, что «Германия» не умирает, а погружается в сон, в ожидании принца- спасителя (мудрого правителя), который сможет ее разбудить.
Подведем итог всему вышесказанному. «Германия» с точки зрения Rammstein является олицетворением святости и жертвы, приносящей во имя греховной сути человека. Отметим, что клип, с точки зрения семиотического анализа, является патриотическим гимном, граждан искренне любящих свою страну.
Узнавайте больше интересного и неожиданного, подписавшись на мой канал! Ставьте лайки. В комментариях Вы можете оставлять название клипов, рекламных роликов и фильмов, которые Вы бы хотели разобрать!