Некоторые наверняка знают историю этого несчастного французского городка. Кто-то читал роман Ильи Эренбурга «Буря», кто-то смотрел фильм Робера Энрико «Старое ружье», кто-то просто слышал об этой трагедии, случившейся в 1944 году неподалеку от Лиможа.
Произошла беда в те дни, когда союзнические войска высадились в Нормандии, готовясь освободить от фашистов северо-западную Францию. Операция союзников началась 6 июня 1944 года. А 10 июня случилась эта трагедия.
Город только-только просыпался, когда 150 эсэсовцев окружили и вошли в него.
Всех жителей и тех, кто по случайности оказался рядом — такими «счастливчиками» стали несколько велосипедистов, проезжающих в то раннее утро мимо Орадур-сюр-Глан — согнали на центральную площадь.
Говорят, фашисты требовали выдать им партизан. Говорят, мэр города сначала вообще не очень понимал, о чем идет речь. Потом, когда понял, предложил в заложники себя и свою семью - в доказательство, что партизан в городке нет и никогда не было. Это, действительно, так и было. Этот уголок Франции каким-то образом четыре года ухитрялся "не замечать" шедшей вокруг войны.
А потом случилось то, что случилось. Мужчин развели по сараям, где заблаговременно были установлены пулеметы. Женщин и детей заперли в церкви.
Сначала расстреляли и сожгли мужчин. Выжившие — такие тоже были — рассказали, что фашисты сначала стреляли мужчинам по ногам. Когда никто уже не мог двигаться, они облили жертв бензином и подожгли.
Потом подожгли церковь, где находились женщины и дети. Тех, кто пытался спастись через окна, расстреливали из автоматов.
Из всего городка после этой бойни выжило несколько человек: одна женщина и пятеро мужчин. Несколько человек, как говорят, успели бежать из Орадур-сюр-Глан до того, как город окружили эсэсовцы.
Единственная выжившая женщина — 47-летняя Маргерит Руфанш – сумела бежать из церкви из окна ризницы. И ей… повезло. Следом за ней из этого же окна выскочила молодая женщина с ребенком. Всех троих подстрелили. Женщина и ребенок погибли. А Маргерит выжила. Спряталась в каких-то зарослях. Притаилась там. На следующее утро ее спасли.
Всю оставшуюся жизнь она провела в психиатрической клинике.
За несколько страшных утренних часов в Орадур-сюр-Глан погибло 642 мирных жителя: 190 мужчин, 247 женщин, 205 детей.
Вообще историки до сих пор не знают в точности, почему именно Орадур-сюр-Глан был выбран для расправы.
Существует множество самых разных версий — как похожих на правду, так и совершенно неправдоподобных. Одна из наиболее достоверных звучит чудовищно.
Всех жителей убили и городок стерли с лица земли… по ошибке.
За несколько дней до этого командиру батальона СС, устроившему эту бойню в Орадур-сюр-Глан, сообщили, что в городке Орадур-сюр-Вер удерживается в плену некий Гельмут Кемпфе — также офицер СС.
Того действительно схватили солдаты французского сопротивления. И Адольф Дикманн, штурмбанфюрер СС, командовавший 1-м батальоном, должен был вступить в переговоры с маки и предложить им обменять пленного эсэсовца на 30 партизан. Но в ночь на 10 июня французы расстреляли пленного Кемпфе. Так что на следующий день Дикманн, узнав о случившемся, отправил карателей в «виновный» город.
Но гитлеровцы перепутали города.
Партизаны удерживали пленного фашиста в городке Орадур-сюр-Вер. А фашисты уничтожили Орадур-сюр-Глан.
Власти не стали восстанавливать город. Оставили его в том виде, в каком он был, когда уходили фашисты.
В 1945 году Шарль де Голль внес руины Орадур-сюр-Глана в список исторических памятников Франции.
Французы отстроили новый Орадур-сюр-Глан — в непосредственной близости от разрушенного. Люди сегодня живут там. А сюда приходят вспоминать о войне и думать о мире.