Рекламы, как известно, много не бывает. Информационный рынок в мире переживает взрывной бум, и Россия в числе лидеров по предоставлению новых возможностей для распространения информации.
Диалектика говорит нам, что прогресс – это борьба противоположностей. Диалектика борьбы за информационное пространство, а точнее за контроль над ним и за свободу от контроля привела к появлению феномена мессенджера Telegram. Это неподконтрольное российским надзорным органам пространство, абсолютно неподцензурное и потому развивающееся по собственным законам развития.
Как обычно, начинают самые продвинутые, а за ними подтягиваются остальные. Telegram как упрощённое продолжение соцсетей стал очень удобным средством коммуникации, допускающим как анонимных, так и раскрытых авторов.
Дискуссия о том, чем Telegram является больше – информационной помойкой или средой достоверной и потому актуальной информации – уже сама по себе неактуальна. В Telegram надо быть, и надо там ориентироваться всем, кто ищет информации, продвижения или влияния.
Чиновники давно используют Telegram для анонимных посланий друг другу. Группировки предупреждают, нейтрализуют, дезинформируют, продвигают, опровергают, дезавуируют друг друга – в общем, там кипит насыщенная жизнь. И сказать, чего там больше, правды или вымысла, не сможет никто. Там всё, и зёрна от плевел, и мух от котлет предлагается каждому отделять самостоятельно. На свой страх и риск. Telegram – доска, на которой может писать каждый желающий.
Так случилось, что в России возник огромный корпус способных к экспертизе и аналитике людей, не имеющих возможности выхода на аудиторию. Все каналы информации были так или иначе перехвачены государством, и количество имеющих доступ к ним было намного меньше количества желающих и способных. Преобладал диалог узкого экспертного сообщества с государством, и этот диалог был больше односторонним. Так или иначе, всякая система стремится к покою, говорит нам кибернетика, и потому неудивительно, что подконтрольная государству информационная система стремилась к конформизму. Это привело к отсеканию точек зрения, дискомфортных для высших чиновников. А в управлении множились ошибки, на которые некому было не просто указать, а дать альтернативные предложения.
С развитием интернет-сообщества этот перекос оказался устранён. Независимые эксперты, пользуясь возможностью анонимности, обрели голос. Ошибки чиновников стали наглядно выпирать, как шило из мешка. Прежде всего потому, что альтернативу предлагали те, кто работал рядом с ними, а потому знал проблему глубоко и изнутри, но из страха увольнения не шёл против ветра и не нарушал субординацию. Но компетентность оппонентов часто реальная, и потому кроме дезинформации в интернет-пространстве много реально ценной фактуры.
Простой пример из Telegram в виде кейса:
«Как известно, Лукашенко угрожал России перекрытием нефтяного транзита. Мозырский НПЗ работает на российской нефти.
В связи с этим заместитель генерального директора Мозырского НПЗ Олег Протасов заявил: «Рассматриваются различные направления, технически наш завод сейчас готов переработать практически любую нефть мира» (намёк на то, что шантаж России не затронет белорусскую нефтепереработку).
А теперь даём слово анонимному эксперту:
«Тупари. Мозырь вообще под высокосернистое дерьмо (это даже не Юралс, это хуже) с Альметьевска заточен, если что. Честно, там серы море (под Альметьевском серных самородных месторождений хватает), зато выход соляры (ДТ) там ого-го. В случае другой нефти получается простой порядка 10% мощностей, что убыточно по самое небалуй. Никакой дисконт не покроет».
Как говорится, весь дьявол в деталях. Как знать, доложи Александру Григорьевичу эксперты через голову начальства об этой проблеме, может и не отдал бы он такого поспешного распоряжения? Но в жизни это невозможно. Зато возможно в Telegram. И даже если это деза, то как минимум факт требует дополнительной проверки перед тем, как воплотиться в высокую директиву. И так получается, что кроме как в интернете руководителю о своих ошибках не узнать. И то после того, как они совершены.
Кроме политики в Telegram активна прикладная экономика. Активно развивается сегмент промоушена различных специалистов по торговым и коммуникационным технологиям. Маркетологи, юристы, аудиторы, консультанты, бизнес-тренеры, психологи, пиар-компании, рекламщики — все эти профессиональные сообщества предлагают свои услуги, заявляя о себе, и наверх пробиваются самые амбициозные и активные. Что не всегда синоним слова «самые профессионально лучшие». Как к ним относиться? Где найти путеводитель по этому огромному пространству? Ведь умение себя рекламировать не всегда совпадает с умением хорошо делать своё дело.
Интернет развивался в три этапа. Первым этапом было обычное наполнение контента. В сеть заливали информацию обо всём, и испытывающий информационный голод рынок, как растрескавшаяся от засухи почва, на которую упала капля воды, буквально впитывал всё подряд. Потребители коммерческой информации перестали пользоваться помощью консультантов и смогли сами собирать всю информацию об интересующем продукте.
Приходящий клиент больше не нуждался в пояснениях о том, каковы свойства того, что он хочет. Консультант и продавец ему уже были для этого не нужны. Прежде, чем прийти за покупкой, он узнавал в интернете все качества и свойства того, что его интересует, успевал обсудить в чатах и соцсетях опыт с теми, кто успел приобрести это раньше. Обмануть покупателя недобросовестному продавцу стало невозможно. Мир стал прозрачным. Таким образом, приходя за продуктом, покупатель обладал информацией чуть ли не больше консультанта.
Бизнес учёл это обстоятельство и стал перестраиваться. Способствовал этому взрывной рост рынка информации. Когда по запросу на вас вместо нескольких десятков сайтов выливается несколько миллионов, покупатель останавливается. У него просто нет возможности во всём этом лично копаться долгое время.
И тут вновь возникает фигура квалифицированного консультанта. Он уже не рассказывает клиенту о продукте. Он помогает сэкономить время и рассказывает ему о том, где тот может лучше и быстрее всего получить достоверную и нужную информацию — кто в этом мире раскрученная и громкая пустышка, а кто негромкое, но настоящее золото. При этом настоящий консультант – это бескорыстный эксперт. Он охотно укажет покупателю на другого продавца, если у того есть то, что нужно покупателю, а у него этого нет.
Так приобретается доверие и положительная слава – клиент непременно расскажет об этом всем знакомым. Это дороже денег. Доверие и бескорыстная экспертиза – вот основа успеха на рынке. Мы всегда верим тому, кто нами воспринимается как неангажированное лицо. Когда для эксперта истина важнее прибыли, он получает прибыль вдвое больше. Потому что сначала он получает доброе имя. Наступил второй этап развития интернета – помощь в структуризации хаоса.
Третий этап – это развитие феномена соцсетей, одним из проявлений которого и является Telegram.
Рынок Telegram сейчас проходит первую стадию развития интернета – заливку контента. Потом количество перейдёт в качественный отбор. Без помощи специалистов в области пиара в огромном рынке Telegram не разобраться. Только те, кто владеет инсайдом и технологиями верификации информации методом сопоставления по множеству источников, способен стать надёжным советчиком тем, кто ищет достоверности. И вовсе не так важно уметь раскрыть, кто стоит за анонимным автором. Важнее уметь оценивать то, что он пишет.
Сейчас пиар-компании пока проходят стадию самопрезентации при помощи интернета и в том числе канала Telegram. Это закономерная стадия рекламного воздействия, через которую нельзя перешагивать. Правило эффективной рекламы гласит: 1. Привлеки внимание. И его привлекают яркими сайтами и броскими рекламными текстами. Это правильно. Без этого просто не заметят. Но после этого нужен следующий шаг: 2. Заинтересуй. Заинтересовать можно только демонстрацией компетенции. 3. Возбуди желание. После интереса идёт желание. После того, как клиент осознал свою проблему, он понял, что вы поможете её решить. И он захотел её решить, выбирая, кого для этого привлечь. 4. Докажи преимущества. Когда клиент ищет средства решения своей проблемы, вы уже рядом. Доверие возникло и это лучше, чем рисковать новыми экспериментами. 5. Убеди приобрести. Покажите, как вы будете решать проблему и выходите на договор.
Приходит пора, когда без эксперта по оценке рынка информации все шаги там будут напоминать движение по минному полю. Тот, кто раньше всех построит свою работу с учётом этого фактора, снимет на консалтинговом рынке все сливки. Так или иначе, рынок пиар-услуг и консалтинга будет развиваться именно в этом направлении. Не столько проекты под ключ, сколько помощь в экспертизе данных станет одним из главных признаков лидеров рынка управляемых социальных коммуникаций.
А как Telegram? Никак. Он через три-пять лет устареет, и ему на смену придут новые форматы. Главное – принцип: тот, кто станет лоцманом в этом океане, станет его хозяином. А всё, что сверх того, то от лукавого.
Ставьте лайк! Подписывайтесь на канал! Заходите на сайт PR-агентства"Красное Слово"!