Валерий Яковлевич Брюсов (1872-1924) родился в Москве в семье купца (бывшего крепостного) Якова Кузьмича Брюсова. С детства ему прививали принципы атеизма и материализма, не разрешали читать сказки и классиков отечественной литературы (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева). Но запрет не распространялся на творчество поэта Николая Некрасова. Его стихотворения Брюсов читал наизусть еще в раннем детстве.
К 20 годам Валерий Брюсов увлекся творчеством французских символистов (Ш. Бодлера, П. Верлена, С. Малларме) и сам начинает писать в их особой манере. Более того, поэт был уверен в том, что его предназначение — распространять символизм в России. Об этом он писал в письме Полю Верлену. В середине 1890-х годов поэт издает три сборника стихов под названием «Русские символисты». Многие стихотворения, вошедшие в эти сборники, были написаны самим Валерием Брюсовым. Но подписал он их не своим настоящим именем, а разными псевдонимами.
Примерно в это же время Брюсов становится редактором журнала «Весы». Сотрудниками этого издания были Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Александр Блок, Федор Сологуб, Зинаида Гиппиус. К слову сказать, З. Гиппиус в этом журнале публикует еще свои критические статьи, но под псевдонимом Антон Крайний. Да и сам Брюсов много пишет, работает «за троих». И он тоже вместо настоящего имени ставит псевдоним, но не останавливается на одном. Псевдонимов у него было много: Турист, Д. Сбирко, И. Смирнов, Enrico и много-много других. Что заставило его так поступить? Как Стендаль, не хотел быть известным? Или, как юный Пушкин, боялся, что читающей публике не понравятся его стихи?
На самом деле он, выражаясь современным языком, продвигал литературное течение символизм. А множество псевдонимов ему нужны были только для одной цели — показать, что поэтов-символистов в России гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. В 1909 году вышел последний номер журнала «Весы». Символизм теряет свою былую популярность, а Валерий Брюсов начинает писать прозу.