Реактивный поезд - звучит как научная фантастика, но такой локомотив не просто был построен, но еще и уверенно передвигался по железным дорогам СССР. А в какой еще стране могли додуматься скрестить ежа с ужом, установив на локомотив турбину от самолета?
Гондола с двумя реактивными двигателями от Як-40 была установлена на вагон электрички ЭР22, слегка доработанной для лучшей аэродинамики. Впрочем, перевозить людей и тем более грузы никто не собирался - реактивный поезд нужен был для изучения поведения рельс и колес на высоких скоростях.
Впрочем, высокими их можно назвать с натяжкой - 250 км/ч до которых смог разогнаться реактивный поезд в 1972 году не выглядели внушительно. По крайней мере на фоне европейских паровозов, разгонявшихся за 200 км/ч в середине тридцатых годов. Но рекорд не был целью - реактивный вагон дал инженерам опыт, на основе которого был построен первый скоростной электропоезд ЭР200, идеологический предок нынешнего "Сапсана".
Судьба реактивного вагона не была легкой - сначала из него хотели сделать кинотеатр, затем поставить в музей, а в итоге отпилили "голову" с реактивной гондолой и поставили ее на постамент. Увидеть его сегодня можно в Твери, на площади Конституции, у входа на завод, где когда-то был построен этот эффектный поезд.