Найти в Дзене
Fedotov_moto

Реактивный поезд: почему локомотив с авиационной турбиной не взлетел?

Реактивный поезд - звучит как научная фантастика, но такой локомотив не просто был построен, но еще и уверенно передвигался по железным дорогам СССР. А в какой еще стране могли додуматься скрестить ежа с ужом, установив на локомотив турбину от самолета?

Гондола с двумя реактивными двигателями от Як-40 была установлена на вагон электрички ЭР22, слегка доработанной для лучшей аэродинамики. Впрочем, перевозить людей и тем более грузы никто не собирался - реактивный поезд нужен был для изучения поведения рельс и колес на высоких скоростях.

Изначально инженеры планировали установить двигатели от истребителя, однако, турбины гражданского самолета оказались проще в обслуживании и долговечней.
Изначально инженеры планировали установить двигатели от истребителя, однако, турбины гражданского самолета оказались проще в обслуживании и долговечней.

Впрочем, высокими их можно назвать с натяжкой - 250 км/ч до которых смог разогнаться реактивный поезд в 1972 году не выглядели внушительно. По крайней мере на фоне европейских паровозов, разгонявшихся за 200 км/ч в середине тридцатых годов. Но рекорд не был целью - реактивный вагон дал инженерам опыт, на основе которого был построен первый скоростной электропоезд ЭР200, идеологический предок нынешнего "Сапсана".

После окончания испытаний вагон забыли на долгие годы.
После окончания испытаний вагон забыли на долгие годы.

Судьба реактивного вагона не была легкой - сначала из него хотели сделать кинотеатр, затем поставить в музей, а в итоге отпилили "голову" с реактивной гондолой и поставили ее на постамент. Увидеть его сегодня можно в Твери, на площади Конституции, у входа на завод, где когда-то был построен этот эффектный поезд.

Сегодня реактивный поезд - памятник самому себе, необычный и яркий.
Сегодня реактивный поезд - памятник самому себе, необычный и яркий.