Найти тему
FlashNord

ПРОБЛЕМНЫЙ ФРУНЗЕНСКИЙ РАДИУС

Оглавление

Фрунзенский радиус является южным участком Фрунзенско-Приморской линии (линия 5) метрополитена Санкт-Петербурга. Раньше «фиолетовая» ветка заканчивалась на юге города станцией «Международная», однако в январе 2014 года ее начали продлевать. Было решено, что после «Международной» появятся еще «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Таким образом, эти три станции в городе строят уже 5,5 лет. 

Последний обещанный срок сдать станции – 1 сентября 2019 года, однако и по поводу данного числа есть сомнения. Временно исполняющий обязанности губернатора Александр Беглов обещал, что дети в День знаний поедут на метро, однако ближе к намеченной дате заявил, что не гонится за сроками и не ставит задачи сдать к 1 сентября, а лишь бы все было безопасно. Ко всему прочему, с 4 августа Ростехнадзор проверяет станции, а об итогах проверки так и не сообщили. Возможно, о разрешении или не разрешении ввода в эксплуатацию объявят только 31 августа.

По словам пресс-секретаря «Метростроя» Екатерины Гигиняк, компания сдаст станции Фрунзенско-Приморской линии «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары» 31 августа.

Наша дата как исполнителя – 31 августа. Именно тогда и будут подводиться все итоги. Это срок окончания строительно-монтажных работ, которые у нас по контракту. Готовность станции увеличилась с 95% и почти приблизилась к 100%, – сказала она корреспонденту FlashNord.

Гигиняк также добавила, что, несмотря на то, что станции будут сданы 31 августа, решать, когда их открывать, будут чиновники. О программе открытия станций пока не известно.

Как сообщила корреспонденту FlashNord пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель, в этот раз мероприятие по открытию полностью проводит комитет по развитию транспортной инфраструктуры, с метрополитена эту обязанность сняли.

Шавель добавила, что в свою очередь «Петербургский метрополитен» в день открытия трех новых станций Фрунзенско-Приморской линии будет продавать юбилейные жетоны. Также можно будет в метро приобрести «Подорожник» с уникальным дизайном. 

Пресс-секретарь предприятия добавила, что новые карты схемы метро будут появятся в подземке со дня открытия станций.

В день открытия начнем оснащать станции новыми схемами метро. Постепенно карты везде обновятся, – добавила Шавель.

Зачем строили станции

В Смольном считают, что дополнительные станции на юге города позволят решить вопрос «транспортного обеспечения Фрунзенского района высокоскоростным видом общественного транспорта, что положительно отразится на транспортной доступности юго-западных районов города». И действительно, после «Международной» продолжается большая часть города, однако без пересадок на наземный транспорт жителям было туда не добраться. Ко всему прочему, очень были загружены дороги по пути от «Купчино» в Шушары, где живет большое количество человек. Там на развязке КАД из-за различного общественного транспорта, где и так поток машин большой, возникали крупные заторы. 

-2

Наряду с тремя новыми станциями Петербургский метрополитен также строит новое электродепо «Южное», которое будет обслуживать Фрунзенско-Приморскую линию. Чиновники отмечали, что депо позволит существенно облегчить эксплуатацию и повысить качество обслуживания подвижных составов. 

Длина участка без учета депо составила 5,23 км. 

Срывы сроков и проблемы с финансированием

С момента начала строительства «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары» обещали сдать несколько раз. В 2014 года строители заявили, что сдадут станции уже через три года. В декабре 2017 года, когда там уже стоило перерезать ленточку на открытии, оказалось, что ничего и вовсе не готово. Дедлайн сместился на год. Однако в декабре 2018 года чиновники и строители сквозь уже ругань и претензии к друг другу признались, что сдавать нечего. 

Стоит отметить, что к этому моменту, еще в октябре, Смольный продлил контракт контракт на строительство станций до мая 2019 года. В правительстве заявили, что они надавили на строителя метро, компанию «Метрострой», чтобы станции сдали в декабре, а продление контракта объяснили необходимостью завершения финансовых вопросов. 

В конце ноября 2018 года правительство Петербурга заявило, что намерено расторгнуть контракт с «Метростроем», если он не завершит строительство станций до 20 декабря, несмотря на продленный контракт и дополнительное финансирование. На этот момент проблемы со сроками были почти везде, где строили метро, то есть на «оранжевой» и «коричневой» линиях.

«Дунайская»
«Дунайская»

Финансовые проблемы компании обострялись, рабочие перестали получать зарплаты, и к без того сильным задержкам прибавились забастовки в тоннелях метро. Врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов отметил, что работа с компанией продолжится, чтобы погасить многомиллионные долги по зарплате перед рабочими. Отмечалось, что взять в руки проблемный «Метрострой» Смольный сможет, только когда увеличит свою долю акций в компании до 51%. 

Вице-губернатор Николай Бондаренко заявил, что компания должна различным организациям в общей сложности 23 млрд рублей. Беглов назвал безобразием ситуацию с зарплатами, добавив, что нужно постараться выдать деньги метростроевцам к Новому году. Ситуация накалялась, и в результате 21 января 2019 года Смольный разорвал три из четырех контрактов с компанией, но через 10 дней передумал. Еще через месяц «Метрострой» получил от городских властей дополнительное финансирование и время. Вскоре срок сдачи депо «Южное», которое будет обслуживать радиус, перенесли на вторую половину января 2019 года. В конце февраля стало известно, что Смольный выдаст 5,2 млрд рублей авансов для строительства трех линий городской подземки – Красносельско-Калининской, Фрунзенско-Приморской и Лахтинско-Правобережной. 

«Проспект Славы»
«Проспект Славы»

В середине марта вышло распоряжение правительства, по которому сроки строительства трех станций Фрунзенского радиуса сдвигаются на 31 августа, а город выделяет аванс в полмиллиарда. В апреле подрядчик вновь заявил, что находится на критической точке из-за того, что до сих пор не получен весь обещанный аванс, а Смольный сообщил, что компания отстала от графика. 

Три станции «фиолетовой» ветки после «Международной», «Проспект Славы», «Дунайскую» и «Шушары», с лета обещали точно открыть к 1 сентября 2019 года. Врио губернатора Александр Беглов заявлял, что дети в День знаний поедут на метро. Однако какая бы у чиновников не была уверенность до этого, сейчас тоже все под вопросом. 

Пошли разговоры, что 1 сентября будет открыта только ближайшая станция к «Международной» – «Проспект Славы». В конце июля, 19 числа, по новому участку Фрунзенского радиуса прошел пробный поезд. Журналисты тогда сообщали, что в тоннелях был туман, а поезд ехал очень медленно. Беглов 22 июля заявляет, что гнаться за сроками не нужно, важнее всего безопасность и качество, чтобы не повторились те же нарушения, что на «Беговой» и «Новокрестовской». 

«Шушары»
«Шушары»

Через месяц, 23 августа, в Смольном сообщили, что готовность новых станций Фрунзенского радиуса – 95%. Беглов приехал на «Дунайскую» и «Проспект Славы», где заявил, что точная дата открытия трех станций будет объявлена только 30 августа. В свою очередь «Метрострой» уверяет, что будет открыто все в срок. Стоит отметить, что большую часть времени перед открытием станций занимают проверки Ростехнадзором, поэтому метростроевцам нужно было закончить строительство станций с запасом. 

В итоге общая стоимость контракта Смольного с ОАО «Метрострой» составляет 33,99 млрд рублей. В 2018 году Смольный дважды увеличивал цену контракта с ОАО «Метрострой» — до почти 34 млрд рублей. Примечательно, что изначально договор с «Метростроем» был заключен на треть ниже реальной стоимости: вместо около 35 млрд рублей итоговой стала сумма в 26 млрд рублей. Помимо этого, общий лимит финансирования на 2019 года, по предварительным оценкам, составляет почти 5 млрд рублей. Ко всему прочему, в допсоглашении, опубликованном в день пробного рейса, подбивается промежуточный итог: незакрытым остается аванс порядка 1,8 млрд, погасить его надо до 25 августа.

О самих станциях

Среди некоторых уникальностей данных станций стоит выделить, что тоннель, соединяющий «Проспект Славы» и «Шушары», впервые представляет собой двухпутный перегонный тип. В России строителям впервые удалось построить двухпутный тоннель метрополитена. В Петербургском метрополитена отметили, что сооружение такого типа стало возможно благодаря разработкам именно петербургских проектировщиков и строителей. Длина двухпутного тоннеля – 3,79 км, а диаметр – 10,3 м. 

Особенность есть и у станции «Дунайская». Ее впервые строили методом TopDown (сверху вниз). Так, строительство станционного комплекса, включающего в себя вестибюль, велось не в открытом котловане, а под защитой мощного железобетонного перекрытия, расположенного на уровне земной поверхности, и под защитой ограждающих конструкций по контуру сооружения. 

«Проспект Славы» – название станции связано с расположением станции на пересечении линии с осью проспекта Славы. Станция глубокого заложения, с двумя эскалаторами тоннелями, двумя подземными вестибюлями, соединенными подземным пешеходным переходом. Все архитектурное решение самой станции, выполненное в красно-белой цветовой гамме, обусловлено ее названием и посвящено защитникам родины. Главный стилистический элемент – крупномасштабный карниз-витраж из цветного стекла в алюминиевой раме, вытянутый по оси станции. Изображения витража ассоциативно напоминают звезды и знамена. 

«Дунайская» – станция мелкого заложения, с двумя подземными вестибюлями. Архитектурное оформление связано с названием станции и раскрывается в виде волнообразных декоративных потолков синего цвета с встроенными потолочными светильниками, что вызывает ассоциации с волнами реки Дунай. Стоит отметить, что именно через «тело» станции проведен двухпутный тоннель. 

«Шушары» – это наземная станция, которая имеет выезд в депо «Южное». В Петербурге аналогичным образом устроены близлежащие станции «Купчино» и «Рыбацкое», а также «Девяткино». Проход на платформу будет над путями, через переходной мост (по типу станции метро «Парнас»). Оформление интерьеров станции посвящено автомобильной теме, витражи на тему «скорость», «гонки» (это обусловлено находящимися рядом автомобильными заводами).

Источник: информационное агентство FlashNord