Пусто...
Как-то, лет в 18, жаловалась своему другу, что любить некого, люди вокруг какие-то пустые... А он ответил - Бога люби, что значит, некого?
Так странно было это слышать для меня - подростка-атеиста-панка, от такого же, практически, персонажа. Запомнилось, врезалось. И сейчас сама себе отвечаю на свои же мысли - "Бога люби". Никто, ничто больше не закроет черную дыру тоски. На месте любви и заботы - пустота. Всегда была и сейчас.
Страшная для меня, а для кого-то может быть загадочной и притягивающей, непознанной, смыслом и сутью.
" Тридцать спиц соединены одной осью,
Но именно пустота между ними
Составляет суть колеса.
Горшок лепят из глины,
Но именно пустота в нём
Составляет суть горшка.
Дом строится из стен,
Но именно пустота в нём
Составляет суть дома.
Материальное — полезно,
не материальное суть бытия. "
Лао-Цзы
"Пустота" . Мой бывший муж, а ныне "святой" отец, назвал так серию своих фотографий сделанных на фестивале, где для меня перевернулся мир. Не знаю, как глубоко он понимал смысл этого слова, возможно, ему просто нравилось то, что вызывающе звучит, плюс книга "Чапаев и пустота", плюс отсылка к названию фестиваля - "Пустые Холмы". Ещё его личная подруга была с фамилией "Пустота", к которой он уезжал на несколько дней отключив телефон, пока я чуть не померла в Светлом с маленькими детьми на руках, когда заболела сильно... Но это было уже потом, а тогда - мне нравились его идеи.
Итак, мы жили на Балтике, в окружении сосен, моря и действительности русской глубинки, хоть и практически среди Европы.
Когда собирались туда ехать, в Москве ещё, в бабушкиной однушке, приезжала моя подруга в гости, она художница, работала тогда на "Винзаводе" (арт галереи современного искусства в центре Москвы).
Я показала ей фотографии мужа с фестиваля, которые получились с двойной экспозицией (наложились кадры друг на друга) и муж их уже чуть не выкинул, а я считала гениальными. Подруга тоже оценила,- круто, говорит, - давайте из них выставку сделаем? Мы тогда всерьёз не восприняли, всё мысли о новой жизни были.
А потом, уже зимой в Светлом, меня эта идея преследовала, да так увлекла, что мы поговорили с подругой, она показала работы мужа на Винзаводе, и, оказалось, что всё возможно! Мы едем в Москву устраивать выставку в одной из центральных галерей! Не чудо ли? Не приключение ли??? Кто тут добытчица? Кто волчица?
В Москве нас на вокзале встречала целая тусовка друзей, все соскучились. Мы опять жили на два дома - у бабушки и у подруги, с ней как раз и придумывали, и делали вместе мероприятие.
Следующая безумная мысль была - пригласить на открытие музыкальную группу - "Рома ВПР и фестиваль всего на свете". На тех грязных Холмах, где были сделаны фотки, на всех Холмах всех годов - Рома был хэдлайнером, самым-самым то есть. Ну, кто он и кто мы? Посмеялись и поехали на его концерт.
А после концерта - подошли к нему и говорим: "Рома, мы делаем выставку фоток с ПХ, приходи к нам концерт играть? А?"
И он отвечает: "с удовольствием! Только с директором группы договоритесь - аппаратура там, сроки-даты..."
С директором встречались в кафе. Трое взрослых, трое детей и один директор. И опять всё получилось! Дорога возникала под ногами идущего, всё сбывалось, всё происходило здесь и сейчас, как по волшебству!
Я была счастлива. Всё сходилось, не смотря на двоих маленьких детей, которые были всю дорогу и везде с нами, можно было делать взрослые проекты! Это вот жизнь! Не то, что носки вязать...
Фотографии распечатали размером метр на метр. К ним ещё нужно было придумать паспорту - это была фанера и оформить эту фанеру как-то по краям...
Оставалась ночь перед открытием. Нам разрешили готовиться прям в помещении Винзавода, днём там была территория Детских творческих мастерских, мы на диванчиках уложили спать детей и начали пилить фанеру на метровые квадраты... Потом клеить фотографии... На оформление рам уже не хватало ни времени ни сил. Материалов подходящих не было.
Я предложила оформить, раз уж холмы были грязные, - грязью. Ну, песочком присыпать на клей, эко вариант такой... А в Москве март, в центре песок так просто не найдёшь. Я ходила ночью по голому пустому асфальту, уже думая, что моя идея провальна, но вдруг - мне попался пожарный уголок, а в нём - ящик с песком!
Так были сделаны 7 огромных центральных работ и ещё около 30 снимков поменьше.
У мужа тоже были свои откровения в процессе: когда надо было повесить работы на стену, он внезапно оказался один и понял, что без помощи не справится, не успеет... Внезапно появился абсолютно незнакомый человек, который ехал куда-то транзитом через Москву, и в свои пару свободных часов каким-то образом оказался именно там. Он просто предложил помощь, увидев подготовку выставки, даже не зная, что спасает...
За пару часов до открытия муж пошёл рисовать на мосте (по дороге на Винзавод) рекламную надпись, что-то неконкретное, но наводящее на мысль. И, когда радостный, дописал до конца и обернулся - увидал, что на него в упор смотрит наряд ППС. Мужа покатали на полицейской машине, вроде даже довезли до отдела, а потом чудесным образом отпустили. Я в это время обрывала ему телефон, уже был полный зал, музыканты и гости, по программе - его вступительная речь. Он успел.
Это был невероятный праздник! Две недели длилась выставка, Рома выступал на открытии и закрытии, а ещё было два концерта других групп - Сатива Лобстер - африканские барабаны и Ансамбль детских музыкальных инструментов.
На той выставке перезнакомилось и передружилось куча народу, и лично у меня появились две потрясающие подруги, с которыми общаемся до сих пор. Наверное, это было самым масштабным мероприятием, в организации которого я принимала активное участие. Я не была автором, но я была режиссёром и продюсером, курьером и оформителем, художником по костюмам и переговорщиком, женой и мамой, фанаткой и массовкой...
Муж много снимал гостей и участников во время концертов. Есть даже одна моя фотография. Я не была ключевой фигурой, скорее декорацией, хвостом, исполняющим свои прямые обязанности. Радовалась его радостью, считала, что заслужила, наконец, его признание. Смогла хоть чем-то оправдать своё никчемное существование. Ведь рождение детей и свой повседневный труд не считала ни наградой, ни подвигом. "Детей рожать кому ещё ума недоставало", - так учила меня классическая литература...
Пустота была мной. Была вокруг меня и внутри.
И, конечно, это только мои ощущения.
__________________________________________________________________
Это одна из глав моей жизни, остальные главы, фотоистории, текущее положение дел можно найти в посте-навигаторе здесь.