Найти тему
Zimar Studio

Что связывает средневековых монахов и современного музыканта Skrillex?

Оглавление

Тут всё просто: они используют гоке́т.

Гокет (англ. hocket) - это композиционный приём, когда мелодия распределяются по партиям различных инструментов. Можно провести аналогию между гокетом и таким направлением в живописи, как пуантилизм (или дивизионизм).

Художник Жорж Сёра, вооружившись теорией цвета, создавал из отдельных точек чистых красок великолепные картины. Одна из выдающихся работ Сёра - "Воскресный день на острове Гранд-Жатт". Вблизи мы видим множество разрозненных цветных пятнышек, но, сделав шаг назад, воспринимаем всю картину в целом.

Так и в музыке: по отдельности партии инструментов кажутся не связанными между собой. И только когда все инструменты заиграют вместе, вы услышите цельную композицию.

Гокет применяют для того, чтобы передать неискажённую мелодию, сохранив при этом уникальные тембральные характеристики каждого инструмента.

Сам термин пришёл из средневековой монашеской музыки 13 века. Наиболее ярким композитором, использовавшим гокет, был французский композитор XIII века Перотин.

В современном мире исполнение в стиле гокет можно услышать у Dirty Projectors. Но если такая музыка показалась слишком мозговыносящей, то есть примеры попроще: Skrillex и Daft Punk.

Сама эта техника независимо развивалась во множестве культур. В балийской музыке гамелан это называется котекан (kotekan). Тут две, три и более части идут параллельно, пересекаются и смыкаются в кинетическом потоке ритмов. Такое исполнение требует доверия к партнёру и нередко используется, чтобы блеснуть виртуозным исполнением.

Есть хороший пример в композиции "Bragging in Brass" Duke Elington (1938). Три независимых тромбона играют то вместе, то параллельно бессмысленные по отдельности партии, сливающиеся в единую мелодию.

В современной электронной музыке можно наблюдать, как быстро сменяются синтезированные текстуры, создавая причудливое композиционное полотно. Например, "Bangarang" Skrillex.

Появившийся и расцветший в 13 веке, гокет к 15 веку сошёл на нет. И возродился в 20 веке в произведениях Антона фон Веберна с развитием серийной техники и пуантилизма.

В 20 веке появился специальный термин - тембральный окрас мелодии (klangfarbenmelodie). Это когда смещаются тембры инструментов при написании мелодии. Первые шаги в этом направлении сделал Арнольд Шёнберг, крупнейший представитель музыкального экспрессионизма. В "Пяти пьесах для оркестра" (1909) он применяет своё новое изобретение - метод темброво-раскрашенной мелодии. У Антона фон Веберна можно услышать данный приём в оркестровой аранжировке ричекар "Музыкального приношения" И. С. Баха.