Найти тему
Классическая музыка

«Огонь в моем рту» – феминизм в классической музыке

Чем отличается классическая музыка от популярной? Я думаю, что классика (в широком понимании слова) – это либо поиск, либо восхваление Бога. И не столько в религиозном контексте, сколько в философском. Сверхзадача популярной музыки – высказывание – социальное или личное. Произведение, которое мы публикуем сегодня – находится на границе этих двух умозаключений. Речь пойдет о современной оратории «Огонь в моем рту», американского композитора Джулии Вольф.

Бригады пожарных на конных упряжках спешат на тушение пожара на фабрике «Трайангл»
Бригады пожарных на конных упряжках спешат на тушение пожара на фабрике «Трайангл»

Это мощная работа, с сильной музыкальной составляющей, которая придется по душе и любителям популярной музыки, так как автор умело совмещает академические традиции с рок- и поп-мелодиями. Например, первая часть мне сильно напомнила композиции «O superman» Лори Андерсон. И в целом работа получилась даже не сколько музыкальной, сколько кинематографической, благодаря яркой динамике и конкретным образам. Отвлечение от абсолютной музыкальности, и все больший синтез звука с другими сферами искусства, будь то живопись, архитектура, кино – отличительная черта музыки XXI века.

«Огонь в моем рту» – это высказывание на тему американской трудовой истории. Речь здесь идет о пожаре 25 марта 1911 года на верхних этажах фабрики «Трайангл», когда погибло 146 рабочих, большая часть из которых женщины. Задействованный хор состоит тоже из 146 солисток. Их голос – это голос женской солидарности. Это боль от исторической несправедливости. Это протест против дискриминации и притеснения.

В произведении сплетены элементы из итальянской и идишской народной музыки, подчеркивающие мелодии Родины трудовых мигрантов. Рабочие-иммигранты не имели тогда никаких прав и никаких мер защиты. Это социальное пристрастие, в сегодняшней всепоглощающей политкорректности, выражает Вольф. Центральный фрагмент кантаты – «Протест» – посвящен Кларе Лемлих – правозащитнице рабочих, которая в одной из пламенных публичных речей произнесла фразу «У меня был огонь во рту», которая и стала названием оратории.

Произведение затрагивает актуальные и ставшие больными для современного общества темы. Из рефлексии композитора на исторические события своей страны, вырастает мощное социальное высказывание о дискриминации, правах, свободах и справедливости. Что это? Политическая мода, нашедшая воплощение даже в классической музыке или все-таки поиск правды, через осмысление боли и страдания?

Послушать произведение можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus