В центре первичного развития ребёнка и становления его личности лежит наблюдение за поведением родителей.
Как показали исследования последних двадцати лет, явление импринтинга, то есть, бессознательного некритического запечатления поведения, действует у человека даже на очень поздних стадиях развития.
Сначала импринтинг был обнаружен у животных: новорождённые утки сразу видят маму-утку и просто начинают делать всё то же самое, что и объект, который они увидели первым в жизни.
С человеком, как, оказалось, происходит примерно то же. Дети – совершенно бессознательно копируют поведение родителей, совершенно не осознавая причин их поведения.
Особенно смешно выглядит, когда маленькие дети говорят заученными словами взрослых или реагируют «взрослой» мимикой или позами на какие-то реакции извне.
Проблема импринтинга заключается в том, что обойти его невозможно.
Каждый из родителей должен чётко понимать, что ребёнок будет повторять именно поведение, а не мудрые поучения своих родителей. Это бессознательный механизм, прошитый несколькими сотнями миллионов лет эволюции живого на планете – победить его нельзя.
Поэтому перед родителями стоит сложная задача – они должны стать тем идеалом, который они хотели бы видеть в детях.
Сын будет повторять подтянутость и аккуратность отца, девочка будет бессознательно отражать умение матери подмечать все детали-этому даже не нужно будет учить.
Импринтинг – идеально средство обучения, выработанное природой.
Иногда механизм, этот становится видимым только в более взрослом возрасте, уже после периода юношеского максимализма и подросткового бунта против родительской опеки.
Сначала ребёнок делает всё не так, как родители. Но уже вскоре становится понятно, что всего его привычки и база поведения в точности соответствует тому, как вели себя, его предки.
Родителям нужно отказываться от своих негативных привычек, невротических компонентов и негативных стереотипов поведения – иначе всё это в той или иной мере будет унаследовано их потомками.
Зачастую дети избавляются оттого, что сильно мешало им в детстве, вызывало внутреннее противодействие. Это особенно касается невротических особенностей характера родителей.
Однако, большинство психотерапевтов постоянно сталкивается с яркими следами этого воздействия в психике практически всех взрослых и, казалось бы, полноценных людей.