Венера - богиня любви, а потому всегда изображается красавицей. Пусть даже красота эта разнится с течением столетий...
Здесь перед нами - замечательно сложенная девушка в пору своей первой молодости, свежая, словно цветок...У неё миловидное лицо, покрытые нежным румянцем щеки, брови тонкие, словно стрелы и прелестные алые губы...
Длинные золотистые локоны уложены в замысловатую прическу и щедро украшены жемчужными бусинами. В ушах красавицы серьги, на руках - браслеты...
Девушка явно знает о своей красоте и внутренне гордится ей. Однако - вот странно! - на лице ее нет ни капли самодовольства. Она смотрится в зеркало даже с некоторым удивлением: "Ах, неужели эта красавица и вправду я?"
Смотреться в зеркало - невинная женская забава, причуда, желание потешить девичью гордость...А потому мы прощаем его молодости и красоте.
Венера на картине закуталась в яркое бархатное покрывало, которое не только оттеняет её красоту, но и расцвечивает её новыми красками... Все, кажется, создано для того, чтобы красавица чувствовала себя ещё более прекрасной, ещё более желанной.
Ни одна деталь в этой картине не выглядит чрезмерной. Пышно расцветшая красота находит себе достойную окантовку.
Около Венеры стоят два амура. Тот, что постарше, придерживает для неё зеркало, в то время как малыш силится дотянуться до головы красавицы, чтобы одеть на неё венок.
- Зеркало в Средние века и в период раннего Возрождения было символом богини любви Венеры, а шире – и всего женского начала.
- Временный характер изображения в зеркале подчёркивает переменчивость, так свойственную женской натуре.
- В древности зеркало считалось границей между двумя мирами, неразрывно связанных друг с другом отражением.
Мастера эпохи Возрождения нередко включали в свои работы различные символы, потому неудивительно, что Тициан дал в руки своей Венере...зеркало.
Вглядитесь в него...Сегодняшняя ли Венера отражается в нем? О нет!..Совсем нет.
Мы видим по ту сторону стекла женщину намного более старую и уже увядшую... Одного лишь взгляда на это отражение достаточно, чтобы понять: жизнь не щадит красоту.
Лицо в зеркале расплылось и обрюзгло, в волосах появилась первая седина. Можно предположить, что и формы отражающейся в зеркале дамы уже не столь аппетитны, как нынешние.
Испуганным черным глазом смотрит постаревшая женщина из зазеркалья на себя молодую и словно думает: "Ах, неужели я была этой красавицей?!"
Время неумолимо...
Тициану очень нравилась эта картина; он не хотел с ней расставаться и хранил в своей мастерской.
Идея с зеркалом, как мне кажется, неспроста посетила начинающего стареть мастера, ведь на момент написания "Венеры..." ему было уже больше семидесяти лет...
И, хотя судьба отмерила художнику долгий земной век (он дожил почти до 100), кто знает, какие мысли начало пробуждать в голове мастера быстротекущее время?..
После смерти Тициана картина перешла в собственность его сыну Помпонио Вечеллио. Спустя несколько лет он продал её.
В 1850 году "Венера с зеркалом" попала к нам в Эрмитаж, где экспонировалась с другой картиной Тициана "Кающаяся Мария Магдалина".
К сожалению, в 1930-е гг. правительство СССР санкционировало продажу картины американскому коллекционеру Эндрю Меллону. После его смерти "Венера..." была передана государству и хранится в Национальной галерее искусства США.
Мне очень жаль, что Россия утратила этот замечательный шедевр живописи.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Тициан. Мужчины эпохи Возрождения
Питер Пауль Рубенс. Как братья Диоскуры чужих невест похищали