Найти тему
ПОКЕТ-БУК: ПРОЗА В КАРМАНЕ

Невменяемый в России

Автор: Виктор Терентьев

От сумы, да от тюрьмы не зарекайся, гласит народная мудрость. Добавим от себя: и от психушки. Среди обывателей распространено мнение, что, закосив под психа, уголовные преступники легко уходят от наказания. Между тем, подобным персонажам суд почти всегда назначает принудительные меры медицинского характера. Что они из себя представляют?

Как известно, в Российской Федерации лица, совершившие общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, в состоянии невменяемости не подлежат уголовной ответственности, однако таким лицам могут быть назначены так называемые принудительные меры медицинского характера. Лица же, которые, совершая преступление, не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в силу психического расстройства, подлежат уголовной ответственности на общих основаниях. Лицам, совершившим преступление и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, также могут быть назначены принудительные меры медицинского характера. Суд также должен учитывать психическое расстройство, не исключающее вменяемости, при назначении наказания.

Согласно ч. 1 ст. 433 УПК РФ производство о применении принудительных мер медицинского характера, указанных в пунктах "б" - "г" части первой статьи 99 Уголовного кодекса Российской Федерации, осуществляется в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение.

Согласно ч. 2 ст. 443 УПК РФ, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера. Одновременно суд решает вопрос об отмене меры пресечения.

До вступления в силу 4-ФЗ "О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", подписанного 3 февраля 2014 года, указанная статья также содержала положение о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера в случае, если лицо совершило деяние небольшой тяжести. Однако, Постановлением Конституционного суда РФ от 21.05.2013 N 10-П указанное законоположение было признано противоречащим Конституции РФ, что, собственно, и вызвало принятие закона 4-ФЗ.

Итак, какие же принудительные меры медицинского характера могут быть применены к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости?

1) Принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях (п. "а" ч. 1 ст. 99 УК РФ) (АПНЛ). Эта мера по своему содержанию примерно соответствует так называемому активному диспансерному наблюдению (АДН). Существенная разница состоит в том, что АДН является группой диспансерного наблюдения и на него распространяются все положения ФЗ "О психиатрической помощи", касающиеся диспансерного наблюдения, а АПНЛ является мерой, предусмотренной УК РФ.

Таким образом, АДН устанавливается и прекращается по разумению комиссии врачей-психиатров без участия суда (хотя диспансерное наблюдение может быть обжаловано в суд в порядке административного судопроизводства) и может применяться только когда соблюдены все условия установления диспансерного наблюдения и не выполнены условия его прекращения, предусмотренные ФЗ "О психиатрической помощи". АПНЛ же устанавливается и прекращается по решению суда, при этом суд уже не связан критериями установления и прекращения диспансерного наблюдения. С другой стороны, при уклонении лица от АПНЛ, эта мера может быть по решению суда заменена принудительной госпитализацией. При уклонении от АДН, если нет оснований для недобровольной госпитализации в порядке ФЗ "О психиатрической помощи", ничего нельзя сделать, разве что можно попробовать подключить к этому делу органы внутренних дел.

2) Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа (п. "б" ч. 1 ст. 99 УК РФ). Указанная мера исполняется обычными психиатрическими больницами, теми же самыми, которые занимаются добровольным лечением больных, а также недобровольным лечением по закону "О психиатрической помощи". Отличие собственно принудительных мер состоит в том, что они могут быть заменены другим видом принудительных мер.

Так, известен случай, когда двое больных сбежали из обычной психиатрической больницы, но один проходил добровольное лечение, а другой был подвергнут принудительным мерам медицинского характера. Первого выписали из больницы задним числом, а второму заменили принудительную меру на лечение в больнице с интенсивным наблюдением. Сбежавших больных, находившихся на недобровольном лечении, должны просто возвращать в обычную психиатрическую больницу. Следует отметить, что добровольность лечения не означает, что не будет применено недобровольное лечение, если лицо попытается выписаться из психиатрической больницы.

3) Принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа (п. "в" ч. 1 ст. 99 УК РФ), а также принудительное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специализированного типа с интенсивным наблюдением (п. "г" ч. 1 ст. 99 УК РФ). В упомянутые учреждения должны направлять только лиц, совершивших деяния, запрещенные уголовным законом. Обычных больных, которые не совершили ничего уголовного, в такие учреждения направлять не должны. Эти учреждения только исполняют принудительные меры медицинского характера, другие виды психиатрической помощи они не осуществляют.

Все перечисленные меры в отношении невменяемых лиц исполняют учреждения Минздрава. Однако, больницы с интенсивным наблюдением, будучи учреждениями Минздрава, охраняются ФСИН.

Принудительные меры медицинского характера могут быть прекращены судом либо одна мера может быть заменена другой.

Лицам, которым назначено наказание, может быть назначена принудительная мера медицинского характера, предусмотренная п. "а" ч. 1 ст. 99 УК РФ, соединенная с исполнением наказания. Такая мера исполняется по месту исполнения наказания. Также, лицам, отбывающим наказание в учреждениях ФСИН, может быть оказана добровольная амбулаторная психиатрическая помощь по месту отбывания наказания (по крайней мере в теории).

Лица, отбывающие наказание в учреждениях ФСИН, могут быть добровольно либо недобровольно госпитализированы в психиатрический стационар в соответствии с ФЗ "О психиатрической помощи". В этом случае госпитализация производится в больницы системы исполнения наказаний, а не в учреждения Минздрава.

Подлежит ли лицо, совершившее общественно опасное деяние, уголовной ответственности, зависит от вменяемости в момент совершения этого деяния. Если психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, наступило после совершения преступления, то наказание не назначается или прерывается, а вместо него могут быть применены принудительные меры медицинского характера. В случае улучшения психического состояния лица, ему может быть назначено или возобновлено наказание.

В любом случае, срок принудительной госпитализации засчитывается в срок отбывания наказания.

Из вышеизложенного ясно, что невменяемый в России, как правило, не избегает наказания совсем, а попадает в психушку, где, как известно, тоже далеко не курорт.

Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.