Найти в Дзене
Джаз.Ру

История джаза с Владимиром Фейертагом. Полузабытые титаны: трубач Эрскин Хокинс

От редакции. В августе 2019 в Москве автор этого текста, 87-летний старейшина российской джазовой историографии Владимир Фейертаг, вместе с главным редактором «Джаз.Ру» Кириллом Мошковым в очередной раз вёл концерты ХХII фестиваля «Джаз в саду Эрмитаж». Начинаем публиковать на канале в Яндекс Дзен серию очерков по истории джаза «от первого лица», которую Владимир Борисович пару лет назад выпускал на основном сайте нашего издания: он сотрудничает с «Джаз.Ру» уже более полутора десятилетий.

Владимир Фейертаг
Владимир Фейертаг

Глава 1. Эрскин Хокинс (Erskine Hawkins)

Джаз ассоциируется с длинным списком имён его выдающихся представителей. Чем больше имён мы знаем, тем ближе к джазовому прозрению, к возможностям выборочного подхода, к осознанному приятию или неприятию каких-то школ, направлений, стилистических изгибов и т.п. Разумеется, есть имена, о которых даже спорить неприлично. Кто же не знает Луи Армстронга, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркера, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмана? Даже далёкие от музыки люди знают их хотя бы понаслышке, пусть и позабыв, на каком инструменте они играли. Но те, кто окунулись в эту музыку, прекрасно понимают, что в американском джазе мы найдем несколько сотен (если не тысяч) музыкантов, уровень которых настолько добротен и убедителен, что они могли бы вполне претендовать на попадание не только в рубрику «талантов, заслуживающих большего признания», а и в первую десятку-двадцатку списка знаменитостей (имеются в виду голосования критиков в журнале DownBeat). И я хотел бы обратить внимание на нескольких музыкантов, которые в своё время были достаточно известны, а теперь их, к сожалению, помнят разве что специалисты-историки.

Erskine Hawkins
Erskine Hawkins

Не помню, когда и где я достал ноты «Tuxedo Junction». Я буквально бредил этой темой. Я вышагивал по улице под эту мелодию, слышал её во сне, мурлыкал про себя в трамвае, и на меня иногда посматривали как на ненормального. Сперва я услышал версию Гленна Миллера (1940), а потом кто-то подарил мне печатные ноты для бэнда. На пластинке Миллера был указан автор темы — Хокинс (без имени). А в нотах авторами числились три человека — Эрскин Хокинс, Джулиан Дэш и Билл Джонсон. Кто это такие, я не знал, а историческими исследованиями заниматься времени не было.

В шестидесятые начал преподавать и тогда выяснил, что Эрскин Хокинс — трубач и лидер собственного бэнда. А в восьмидесятые годы, читая присланный мне Юрием Верменичем перевод книжки Хентоффа и Шапиро «Послушай, что я тебе расскажу», наткнулся на фразу: «На самОй 131-й стрит находилось прекрасное заведение под названием Barbecue, в верхних комнатах которого часто репетировали Луи Армстронг, Каунт Бэйси, Джимми Лансфорд, Кэб Кэллауэй и Эрскин Хокинс со своими бэндами…». Неплохая компания для Хокинса, подумал я, а позже, изучая другие источники, узнал, что Эрскин в середине тридцатых годов постоянно играл в Savoy Ballroom, деля эту сцену с Чиком Уэббом и прочими знаменитостями, что его оркестр участвовал в битвах биг-бэндов и был чертовски популярен.

Выяснилось, что Эрскин Хокинс — трубач, бэндлидер, вокалист, шоумен по прозвищу «Архангел Гавриил ХХ века». Никто не мог играть так ярко, красиво и мощно в высоком регистре. Ещё не было Гиллеспи, Фергюсона и Фэддиса, а современники, возможно, превосходящие его в сольных эпизодах или изобретательности в подаче материала (такие трубачи, как Гарри Джеймс, Банни Бериган, Рэй Энтони), в верхнем регистре составить ему конкуренцию не могли. Эрскин родился в 1914 году в Бирмингеме (Алабама). В 7 лет начал играть на ударных, затем освоил тромбон, в 13 остановил свой выбор на трубе. Играл в школьном оркестре и параллельно занимался спортом — футболом, баскетболом, теннисом. Он рано повзрослел, ему не было 18-ти, когда начал поигрывать с музыкантами, намного превосходящими его по возрасту и опыту, в угловом доме (Nixon House) на перекрестке Tuxedo Junction. Это был место бирмингемской музыкальной тусовки. Рядом, напротив, наискосок, за углом — всюду звучала музыка, женский смех, ритмы джампа, восторги танцующих и звон посуды, в которую наливали подпольный виски (напомню, что до 1933 года алкоголь в США был под запретом).

В 15 лет Эрскин поступил в педагогический колледж в городе Монтгомери и вошёл в студенческий оркестр Bama State Collegians, который быстро набирал очки популярности, выступая в многочисленных дансингах Алабамы. В 1934 году состав из четырёх саксофонов, трёх труб, двух тромбонов и полной ритм-группы (фортепиано, ударные, контрабас и гитара/банджо) под руководством учителя музыки Джея Симса «вырвался» в Нью-Йорк. Неожиданно бэнд оказался востребованным в Гарлеме, и немалую роль в этом сыграл Эрскин Хокинс, удивлявший слушателей красивыми высокими нотами с широким выразительным vibrato. После нескольких месяцев пребывания в столице джаза в оркестре возникли разногласия. Часть музыкантов хотела вернуться в Алабаму, а некоторые уже не намеревались расставаться с Нью-Йорком. Симс с немногими верными учениками закинули чемоданы и инструменты на полки экспресса, отправлявшегося в Монтгомери, а оставшуюся группу джазменов возглавил Хокинс и в 1936 году начал выступать в популярном гарлемском дансинге Savoy Ballroom. В 1937 году на лейбле Bluebird вышла пластинка с «Tuxedo Junction». Соавторы Хокинса — Джулиан Дэш (саксофонист) и Билл Джонсон (тромбонист). Тема сразу же стала популярной, и бэнд всегда именно этой мелодией заканчивал свои выступления. Известно, что Миллер приходил слушать битвы оркестров и заметил, что публика бурно реагировала на простую риффовую тему Хокинса. Миллер раздобыл клавир и поручил Джерри Грэю сделать новую аранжировку. Специалисты утверждают, что версия Грэя значительно ярче, чем подлинник, исполняемый оркестром Хокинса. Несомненно, популярность Хокинсу принесла версия Грэя-Миллера. Эрскин это признал и даже посвятил Миллеру композицию «Miller’s Tuxedo».

«Архангел Гавриил ХХ века»: обложка винилового сборника 1970-х гг.
«Архангел Гавриил ХХ века»: обложка винилового сборника 1970-х гг.

Тем не менее, современные историки полагают, что бэнд Эрскина Хокинса в своё время не получил должной оценки джазовых критиков. Сегодня его мало кто помнит, хотя в конце тридцатых и начале сороковых бэнд входил в первую десятку популярных составов, регулярно выступал в лучших дансингах Нью-Йорка. Отлично звучали оркестровые группы (особенно саксофоны), а Эрксин Хокинс завершал пьесы блестящими и красивыми руладами в третьей октаве. «Я — второй трубач после Армстронга», — говорил он. И его любили. Оркестр был дружной командой, в нём совсем не было кадровых перемен. Хокинс был достаточно мудр, он поручал импровизационные эпизоды тем, кто это делал лучше него — трубачу Дьюду Баскомбу, саксофонисту Полу Баскомбу, кларнетисту и баритон-саксофонисту Хейвуду Хенри. Хокинс редко приглашал вокалистов, он сам пел и разговаривал с публикой. Да, он не обладал харизмой Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси и Джимми Лансфорда, но его оркестр играл с весьма качественным свингом и всегда предпочитал блюзово-риффовые пьесы. Музыка соответствовала вкусам афроамериканской молодёжи того периода, под неё было удобно танцевать, а пластинки хорошо раскупались (всего Хокинс записал 70 дисков на Victor или Bluebird). Коллектив считался финансово успешным, и музыканты обожали своего лидера, «архангела Гавриила». Кроме «Tuxedo» Хокинс (иногда самостоятельно, а иногда и с партнёрами) сочинил неплохие темы «Swingin’ on the Lenox Avenue», «Gin Mill Special», «Uptown Shuffle», «Tennessee Waltz». В сороковые Эрксин Хокинс чувствовал себя вполне уверенно, он даже увеличил оркестр: добавил пятую трубу, шестой саксофон, оплачивал работу трёх аранжировщиков — Сэмми Лау (саксофон), Билла Джонсона (тромбон) и Эйвери Пэрриша (фортепиано). Бэнд распался только в 1955 году, после чего Хокинс набирал небольшие команды, исполняющие преимущественно ритм-энд блюз. В 1974 году трубач и аранжировщик Сай Оливерпригласил Эрскина в собранный для концерта в Карнеги-холле оркестр, а в 1979 г. Хокинс вошел в New York Repertory Jazz Orrestra. А затем был введён в Зал Славы в штате Алабама. Умер в Нью-Йорке в 1993 году.

ВИДЕО: Erskine Hawkins Orchestra, 1938 «Swinging In Harlem» (живая студийная съёмка!)
Соло: саксофон — Paul Bascomb; труба — Dud «Wilbur» Bascomb

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!