Найти тему
Shatff

Русские генералы: Остерман-Толстой и Самсонов

30 августа 1813 года завершилось малоизвестное широкой публике двухдневное сражение под Кульмом в Чехии – не вдаваясь в детали, сообщим:  после своей победы под Дрезденом (о которой мы недавно вспоминали), Бонапарт спешил закрепить успех (наши новоявленные союзники, австрийцы с перепугу даже чуть не переметнутся к нему обратно!..) Корпуса Наполеона преследовали отступающих союзников – и один из них наткнётся на арьергард графа Александра Остермана-Толстого.

(30-тысячным французским корпусом командовал Вандам – но не Жан-Клод, а Доменик. Что касается Остермана, то он задолго до этого стал известен выдающимся мужеством; до начала войны 1812 года генерал получит  почётную отставку в связи с ранением – но вернётся в строй при первом известии о вторжении. В сражении при Островно Остерман-Толстой скажет широко известную фразу… (В тот  момент наши едва держались по напором превосходящего противника – командира спросят: «Что делать?..» –  «Ничего… стоять и умирать!» – ответит невозмутимый граф. И действительно останется стоять среди своих солдат под огнём французской артиллерии).

…Под Кульмом ситуация повторится – французы наступали, собираясь окружить армию, в составе которой – на минуточку! – находились русский император и король Пруссии!.. Но на пути противника встанет Остерман. (Справедливости ради, отметим – в его отряде были гвардейские полки: Преображенский, Семёновский, Измайловский). Генерал получит  тяжелейшее ранение – после попадания ядра, его левая рука повиснет на суставе; и это даст Остерману повод сказать ещё одну знаменательную фразу – выбрав самого молодого врача, граф скомандует: «Твоя физиономия мне нравится, отрезывай мне руку».

При трёхкратном численном перевесе, французы не смогли добиться никакого успеха… тем временем подтянутся отступавшие пруссаки и австрийцы – и теперь уже сам Вандам окажется в окружении.

…30 августа русская армия перейдёт в наступление, и Вандам капитулирует  (примерно с десятком тысяч своих солдат). Император Александр будет  счастлив – как напишет позже его адъютант Михайловский-Данилевский: «Радость изображалась на лице его, это было первое совершенное поражение врагов, при котором он лично присутствовал...»

…Наполеон не сможет войти в Чехию – и многие считают это сражение переломным во всей войне. Остерман-Толстой доживёт до восьмидесяти шести – в Историческом музее и сейчас хранится кубок с надписью: «Храброму Остерману от чешских женщин в память о Кульме».

…Гораздо менее удачно сложилась судьба другого русского генерала – в  Первую мировую 30 августа 1914 года в Восточной Пруссии покончит с собой генерал от кавалерии Александр Самсонов… (Впрочем, мнения историков расходятся – некоторые считают, что командующий разгромленной немцами Второй армии умер от сердечного приступа).

(Битву при Танненберге принято называть «Самсоновской катастрофой»… это было безусловное поражение – но в другой части Европы оно обернётся успехом...)

…В тот момент немцы победоносно шли на Париж – и союзники призовут Россию к активным действиям; германские штабисты не принимали наше   наступление в расчёт, поскольку императорская армия явно не была к нему готова!.. Однако, русские кинутся выручать союзников – и так быстро продвинутся в Пруссии, что вынудят немцев срочно снимать войска с Западного фронта…

…Историографы спорят о причинах нашего поражения… да, несомненно, тут сыграли роль и поспешность наступления, и несогласованность командования, и недостаточная подготовка войск – но факт остаётся фактом: не менее сорока тысяч будут убиты или ранены, более пятидесяти тысяч попадут в плен.

-4


…А вот генерал Самсонов попасть в плен не захочет… Мы не станем обсуждать, насколько неудачны были его действия, и мог ли итог сражения  быть иным… просто отметим – генерал умер, не вынеся позора поражения.

…Тем временем, французы отобьются от слегка утративших темп немцев, совершив «Чудо на Марне». Существует много противоречивых оценок этих событий – приведём высказывание их участника, Великого Князя Александра Михайловича:

«Вторая армия состояла частью из гвардейских полков, лучших русских частей, теперь посланных «спасать Париж». Под Сольдау наша вторая армия была уничтожена, и её командир генерал Самсонов пустил свою последнюю пулю в лоб, чтобы избежать позора плена. Париж был спасён гекатомбой русских тел, павших в Мазурских озёрах. Мировое общественное мнение предпочло зарегистрировать эту битву в качестве «Победы Жоффра на Марне».

P.S. …Некоторые специалисты считают – важной причиной неудачи стало то, что немцы научились перехватывать радиопереговоры русских… в те времена они не шифровались… Впрочем, это – совсем другая история.

https://shatff.livejournal.com/1413588.html