Среди многочисленных памятников культуры армянского народа особое место занимает рукописная книга, история которой восходит к V веку. Рукописи создавали и продолжали создавать даже тогда, когда стали появляться первые армянские печатные издания (1512 год). Печатная книга полностью вытеснила рукописную лишь в XIX веке.
От некогда большого количества армянских рукописей сохранилось и дошло до нас около 30 тысяч. Они хранятся в различных центрах культуры многих стран мира. Наиболее крупный из них — Научно-исследовательский институт древних рукописей «Матенадаран» имени Месропа Маштоца в Ереване, где хранятся около 17 300 полных и более 2 тысяч фрагментарных рукописей.
Крупнейшими собраниями армянских манускриптов являются также библиотеки Армянского патриархата в Иерусалиме (около 4 тыс.), Конгрегации мхитаристов в Венеции (около 4 тыс.) и в Вене (2561). Более мелкие коллекции находятся в Новой Джуге (Джульфе) (почти 1 тыс.), в монастыре Бзоммар в Ливане (около 700), Парижской Национальной Библиотеке (около 300), в двух коллекциях Санкт-Петербурга (свыше 400), в Антилиасе в Ливане (223), в различных коллекциях Англии (около 500), в библиотеках Ватикана и Рима (около 250), в США (около 200), в Алеппо, Тбилиси, Константинополе, Берлине, а также Галерее Фрир в Вашингтоне, Уолтерс в Балтиморе (США), Библиотеке Честер-Битти в Дублине (Англия).
Первоначально листы рукописей были из пергамена. Для небольших рукописей (Евангелие, Молитвенник, Псалтырь, Песенник и др.) использовались тонкие и нежные листы, изготовлявшиеся из шкуры ягненка, козленка или теленка. Для больших и тяжелых рукописей (Торжественник, Лекционарий, Библия и др.) предпочтение отдавалось более толстому и выносливому пергамену. В целях экономии старые рукописи иногда перерабатывали и использовали заново. Такого типа рукописи называются палимпсестами — двойными рукописями с древним нижним слоем. Даже в таком изысканном памятнике, как Эчмиадзинское Евангелие 980 года, живопись наносилась на обе стороны листа.
С появлением бумаги в XII веке пергамен из употребления не выходит. Его использовали в создании тех рукописей, которые предназначались для большого количества иллюстраций. Пергаменные рукописи в армянской культуре встречаются вплоть до XV–XVI веков.
Часто писцом и миниатюристом был один и тот же мастер, в ряде случаев рукопись украшали несколько мастеров. Одни рисовали контуры рисунка, другие раскрашивали, третьи покрывали золотом необходимые части в миниатюрах и т.д. Каждый мастер работал в рамках узкой специализации, что способствовало эффективному, качественному и быстрому созданию рукописи. Существовали также и готовые прописи — образцы контурных рисунков, которыми пользовались миниатюристы.
В конце рукописи писец, составитель и переплетчик оставляли hišatakaran — памятную запись, являвшуюся в своем роде паспортом рукописи. По очередности памятных записей можно ознакомиться с «биографией» рукописи: сколько раз она переходила из рук в руки, куда попадала, кем была похищена, кто ее спасал или выкупал, кто реставрировал или составлял заново. Памятные записи, будучи написанными очевидцами изложенных в них событий, не содержат анахронизмов и правдиво отображают исторические события, зачастую выпадающие из поля зрения средневековых историков.
В памятных записях встречаются обращения к читателям с советами как оберегать и хранить манускрипты. По мнению Вардана Багишеци, знаменитого деятеля рукописной культуры XVII века, «реставрация книг, возвращение их из порчи и забвения к жизни означает больше, чем постройка церкви!».
Украшение рукописного текста живописью и рисунком достигло у армян художественного совершенства. «По исключительному своеобразию, проникновенности и творческому горению, по красоте и ритму композиционных и орнаментальных построений, по чистоте и гармонии красок, а также по блеску технического мастерства армянская книжная живопись занимает свое особое место в мировой сокровищнице искусств» (Дурново Л.А. Вступительная статья ǁ Армянская миниатюра. Ереван, 1967).
Из всех иллюстрируемых армянских рукописей наиболее ярко и богато украшали Евангелия, в которых миниатюры отображали канонические сюжеты о жизни Христа. Реже украшались Библия, Гомилиарий, Лекционарий и другие манускрипты. Состав живописного убора армянских рукописей изменялся хронологически, но в основном, если он был полный, состоял из восьми-десяти архитектурного типа орнаментальных построений в виде художественно оформленных арок — xoran, вмещающих столбцы буквенных цифр, так называемых Канонов согласия от одной до 12–14 миниатюр во весь лист, собранных вместе перед текстом или размещенных при соответствующих листах его. Каноны согласия были составлены одним из отцов церкви — Евсевием Кесарийским в IV веке для быстрого нахождения нужного сюжета во всех четырех Евангелиях. Позднее арка заменяется прямоугольной заставкой, которую художники заполняют пышным орнаментом, изображениями реальных и фантастических животных и птиц, человеческих фигурок, а колонны превращаются в орнаментальные полосы. Первое дошедшее до нас толкование этих изображений принадлежит Степаносу Сюнеци (VIII век). Хотя церковь стремилась увязать их с христианской символикой, в них немало элементов, связанных с языческими представлениями, а также отражением реальной жизни. Это актеры в масках, дрессировщики с животными, жонглеры, отдельные сценки из представлений и портреты исторических лиц. Со временем обогащение хоранов новыми мотивами, уже не соответствующими толкованию Степаноса Сюнеци, вызвало необходимость нового толкования, которое было дано Нерсесом Шнорали (XII век).
За хораном следует текст «Четвероевангелий», каждый из которых начинается с титульного листа, на левой развернутой стороне которого изображается портрет соответствующего евангелиста. В декоративно переданной заглавной букве каждого титульного листа Евангелия в виде графики самой буквы, переплетаясь с буквой или рядом с ней, имеется изображение символа евангелиста (Матфей — ангел, Марк — лев, Лука — бык, Иоанн — орел). Специфической особенностью армянских рукописей являются маргинальные знаки — орнаментальное построение (антропоморфное, зооморфное, элементы декоративного письма и пр.) вокруг цифры-буквы, отмечающей главу и абзац текста. Определенное место в рукописях занимают заставки, сюжетные миниатюры, а также различного типа рисунки на полях.
Среди миниатюр в рукописях светского и культового содержания особое место занимают те, которые отображают быт армянского народа. На рисунках изображены работы, связанные с обработкой земли (пахота, сев, жатва, молотьба и т.д.), земледельческие орудия (соха, плуг, телега, виды лопат и т.д.) и тягловый скот. Встречаются рисунки, касающиеся садоводства, виноградарстсва, сцены охоты, рыболовства и изображения парусных кораблей; различные этапы строительных работ, изображения дверей, окон, балконов, а также предметов мебели; ряда промыслов: кузнечного, литейного (в виде образцов церковной утвари), гончарства, прядения, вышивок и пр.; на полях рукописей и в миниатюрах, где изображены евангелисты — небольшие часовни и церкви. В рукописях изображены также многие другие разнообразные сюжеты: помазание царя, свадьба, женщины-плакальщицы, танцоры, театральные и цирковые артисты, гимнасты и музыканты. По миниатюрам можно уточнить многочисленные виды и формы оружия, доспехов, военных орудий. Представлены также изображения работ, связанных с процессом создания рукописей (переписка, рисование, переплет), а также применяемых при этом инструментов и приспособлений: ручки, кисти, шилья, коробки для хранения красок и пр.
В зависимости от стилистических особенностей украшения рукописей, манускрипты подразделяются на академический и народный стили исполнения. Академический стиль выражал эстетические требования феодальной элиты, в то время как второй — народные.
Миниатюры академического стиля отличаются высокой техникой исполнения, яркостью, богатством красок (с превалированием синего и золотого), изображением пышных одеяний, детальной передачей черт человеческого лица, грациозной осанки персонажей. Особенностью народной техники исполнения являются лаконизм, малочисленность фигур в сюжетах, характерный фон портрета, отсутствие бытовых предметов, ограниченность цветовой гаммы, отсутствие золота, простота исполнения и использование сравнительного дешевого сырья.
Средневековая рукописная книга подразделяется на две ветви: восточную, основными центрами которой были Татев, Гладзор, Ахпат, Таргманчац, а также Багнайр, Тарон, Ахтамар, и западную — Киликийскую с центрами Кармир ванк, Скевра, Ромкла, Дразарк, Акнер. Эти два направления имели свои многочисленные школы, давшие выдающихся миниатюристов. Среди них яркие представители Васпураканской школы XIV века — Церун, Закариа Ахтамарци и Рстакес, Киликийской школы — Григор (XII век), Костандин (XII век), Вардан (XII век), Торос Рослин (XIII век), Саргис Пицак (XIII–XIV века) и др. Творчество ряда мастеров Киликийской школы, в частности, Тороса Рослина, расценивается как проявление ренессансного мировосприятия. Начало расцвета Гладзорской (Сюникской) школы (XIII–XIV века) связано с имена миниатюристов старшего поколения — Ованнеса и Маттеоса. Известными миниатюристами младшего поколения были Момик, Торос Таронаци, Погос.
Основными школами армянской миниатюры являются Ван-Васпураканская, Киликийская, Сюникская, Крымская и Ново-Джугинская. Миниатюры разных рукописных школ отличаются одна от другой не только стилистически, но также качеством красок и техникой исполнения в зависимости от материала самой рукописи — пергамена или бумаги. Из пергамена было большинство киликийских рукописей; краски их более масляные и создают впечатление пастельных. Рукописи же Васпураканской школы были большей частью бумажные. Они расписывались акварелью, поэтому миниатюры этой школы отличаются прозрачностью. Краски миниатюр более поздних школ (Новоджугинской, Константинопольской, Крымской) напоминают темперу и по качеству схожи с красками, применявшихся в скрипториях Эчмиадзина.
Источники:
1. Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).
2. Тельман Зурабян. Торос Рослин. — Ереван : Советакан грох, 1978.
3. Лилит Закарян. Из истории Васпураканской миниатюры / отв. ред. В.Н. Лазарев, В.О. Казарян. — Ереван : Издательство АН Армянской ССР, 1980.