Найти в Дзене

Выстрел в Уральске. Покушение на Туташ

Разъезжая таким образом, наша труппа оказалась в Уральске. Здесь нас встретил один наш товарищ и разместил в номере. В этом номере было все: горячие перемечи, пельмени, суп, чай. Мы уже договорились с хозяином, что будем брать у него ежедневно суп и два чая, а деньги отдавать вечером после спектакля. Такое нормальное питание довольно быстро поправило наше состояние. Мы с радостью и воодушевлением принялись за работу. Первая постановка прошла с трудностями. Зрителей приходило мало. В мечетях, медресе, среди богатых татар о нас ходили разговоры. Религиозные татары разводились с женами, если те ходили в театр, били сыновей и дочерей, чего только не вытворяли. Но этим они не ограничились – стали нас поджидать на улице. Оживились все религиозные микробы. Стоило нам с Фатымой выйти, как старики возле мечети тыкали в нас пальцами: «Вон они, беспутные девки, которые сбивают с пути татарских женщин, они приехали и портят нашу веру, их надо убить», – кричали они на всю улицу. Они хотели выгнать

Уральск в 19 веке
Уральск в 19 веке

Разъезжая таким образом, наша труппа оказалась в Уральске. Здесь нас встретил один наш товарищ и разместил в номере. В этом номере было все: горячие перемечи, пельмени, суп, чай. Мы уже договорились с хозяином, что будем брать у него ежедневно суп и два чая, а деньги отдавать вечером после спектакля. Такое нормальное питание довольно быстро поправило наше состояние. Мы с радостью и воодушевлением принялись за работу.

Первая постановка прошла с трудностями. Зрителей приходило мало. В мечетях, медресе, среди богатых татар о нас ходили разговоры. Религиозные татары разводились с женами, если те ходили в театр, били сыновей и дочерей, чего только не вытворяли. Но этим они не ограничились – стали нас поджидать на улице. Оживились все религиозные микробы. Стоило нам с Фатымой выйти, как старики возле мечети тыкали в нас пальцами: «Вон они, беспутные девки, которые сбивают с пути татарских женщин, они приехали и портят нашу веру, их надо убить», – кричали они на всю улицу. Они хотели выгнать нас из города и даже убить. Однажды нашего артиста Кулалая даже избили.

Уральск, 19 век
Уральск, 19 век

Как-то вечером, когда я шла в театр, меня подстерегли в подворотне двое татар. «Вот она, распутница, убить свинью!» ­– с этими словами они погнались за мной. Что делать? Бегу. Вижу парадную, от отчаяния вбегаю в нее и прячусь. Они постояли под дверями, ругаясь, а потом ушли. Когда стало тихо, я тихонько вышла. Но оказалось, что они ожидали меня за поворотом. Они схватили меня за юбку, я резко дернулась, платье порвалось, я с криком и воплями так бежала, что даже не чуяла ног и земли под ногами. После того, как им не удалось меня догнать, они выстрелили. Пуля со свистом пролетела мимо моего уха. Я уже запыхалась, но бегу изо всех сил. Сама не знаю, куда. Пока бежала, врезалась в двух русских парней. Завидев их, преследовавшие меня татарские парни ушли. А эти двое проводили меня до театра. После этого дня мы перестали выходить на улицу поодиночке. В театр ходили вместе, возвращались тоже все вместе.

Вот, в таких условиях пришлось нам работать в Уральске. Фатыма не смогла перенести такие трудности, отделилась от нас, уехала, я осталась одна. Через какое-то время я из Казани пригласила Зулейху Богданову и Самитову, они были моими подругами. Когда они приехали, нас стало трое. Как бы ни было тяжело в Уральске, мы не бросали наше дело, в какие-то дни в театр приходило и десять человек, но мы все равно играли. Вот, с такими мучениями мы победили, в театр стало приходить больше людей. И уже под конец у нас были хорошие сборы, мы поправили свои дела окончательно. В наших постановках принимал участие дае русский режиссер из местного театра.

Русский драматический театр в Уральске
Русский драматический театр в Уральске

Из Уральска мы отправились в Крым…

В 1912 году мы с Богдановой и Самитовой, трое артисток, вышли из состава труппы «Сайяр». И в это время я создала труппу «Нур». С этой труппой я объездила Крым, Кавказ, Среднюю Азию.