Так уж повелось, что на Руси патриаршество в Православной церкви учреждалось в тяжелые времена. Или когда наступала очередная внутренняя смута, или когда стране грозил опасный внешний враг. А чаще - и то, и другое. Первым патриархом Московским и Великого Российского царствия в 1589 году стал свт. Иов, выдвинувшийся как начинающий церковный иерарх еще при Иване Грозном. Его патриаршество пришлось на тяжелейшие годы смуты. Он отказался признать польского ставленника Лжедмитрия I и анафематствовал его, за что сначала был арестован, а потом отправлен в ссылку, где полностью ослеп.
Следующего патриарха свт. Гермогена польские оккупанты, занявшие московский кремль, уморили голодом за то, что он, даже находясь в застенках, рассылал по Руси воззвания, призывавшие бороться с захватчиками.
Петр I, замысливший и осуществивший грандиозную реформу всех сфер государственной деятельности и народной жизни, в 1700 году упразднил патриаршество, вероятно, опасаясь, что патриарший авторитет может противостоять царскому абсолютизму. Вместо патриаршества был учрежден Священный Синод, состоящий из многих иерархов церкви, и не имевший значительного авторитета.
Восстановить патриаршество собирался последний русский государь. Но не успел. Очередная революционная смута и гражданская война совпала с Поместным собором РПЦ 1917-1918 годов, на котором, в качестве предстоятеля церкви, снова был избран патриарх - свт. Тихон.
Но тогдашним большевистским интернационалом, отрицавшим все исконные русские ценности, патриаршество рассматривалось как потенциальная угроза. Поэтому после кончины свт. Тихона в 1925 году оно было вновь упразднено и заменено местоблюстительством патриаршего престола. Дальше были уничтожения церквей, репрессии в отношении духовенства, «безбожные пятилетки». Но, как ни странно, самым лояльным к гонимой Церкви человеком в советском руководстве был бывший семинарист Иосиф Сталин. Доказать это очень легко. Имевший в своем распоряжении самый мощный в мире репрессивный аппарат, позволявший за несколько дней переселять целые «неблагонадежные» народы, он мог с легкостью расправиться с тем, что осталось в СССР от Церкви. Но он этого не сделал. Более того, когда по переписи населения 1937 г. из почти 100 млн. человек (участвовали граждане старше 16 лет) более 42 млн. граждан РСФСР не побоялись назвать себя православными, стратегически мыслящий Сталин окончательно понял, что подобные репрессии бессмысленны.
Когда началась Великая Отечественная война миллионы верующих на фронте шли на смерть не только «за други своя», но и «За Родину, за Сталина!». А трудившиеся в тылу верующие под руководством Церкви собрали и пожертвовали в фонд обороны 150 млн. рублей. На эти деньги была сформирована, в частности, танковая колонна «Димитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский».
И тут Сталин предпринял в ответ решительные и молниеносные действия. Вечером 4 сентября 1943 года он принял в кремле патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и сопровождавших его митр. Алексия (Ленинградского) и митр. Николая (Коломенского и Крутицкого). Вождь поблагодарил представителей Церкви за вклад в дело грядущей победы. Затем поинтересовался, какие перед Церковью стоят проблемы.
На снимке (слева направо): товарищ Сталин, митрополит Николай, митрополит Алексий, митрополит Сергий.
Преклонных лет митр. Сергий сразу сообщил вождю о необходимости избрания нового патриарха, но подчеркнул, что в условиях войны собрать для этих целей Поместный собор крайне сложно. На то, что бы решить транспортные и другие организационные проблемы и собрать епископов со всего СССР потребуется один-два месяца.
Как рассказывает в своем труде «Великий псевдоним» историк Вильям Похлёбкин, в ответ на это Сталин пошутил в своем стиле: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» И тут же отдал распоряжение подготовить все необходимое, включая авиацию, чтобы Собор мог состояться через три дня. Обрадованный митр. Сергий стал говорить о том, что нужно открыть больше храмов, возобновить работу духовных учебных заведений, поскольку Церкви не хватает кадров. Тут Сталин, то ли испытующе, то ли опять полушутя спросил: «А куда же у вас кадры делись?». Митрополиты Алексий и Николай не знали что ответить, нельзя же было сказать что «кадры» убиты или в заключении. Но тут настал черед пошутить митр. Сергия: «кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится маршалом Советского Союза». Обстановка сразу разрядилась, Сталин вспомнил свою молодость и учебу в семинарии.
Митрополит Алексий попросил открыть закрытые церкви в Москве и получил согласие. После чаепития к обсуждению организационных вопросов подключили технических специалистов, которые получили конкретные поручения. Через несколько дней был созван Поместный собор, а уже 12 сентября в Елоховском Богоявленском соборе состоялась интронизация патриарха Сергия (Страгородского). Так по инициативе Сталина началось возрождение Русской Православной Церкви.
Спасибо за прочтение. Если заинтересовал, заранее благодарю за лайки, репосты, подписки на канал и комментарии (как положительные, так и критические).