Богата итальянская земля тенорами, а российская - басами. Особенно, Поволжье, где люди даже разговаривают нараспев.
25 августа 1893 года в селе Кольцовка Казанской губернии Российской империи (территория современной Чувашии) родился величайший бас Максим Дормидонтович Михайлов. Природа наградила его самым низким голосом - уникальным басом-профундо (ит. basso profondo - глубокий бас) с широчайшим диапазоном в несколько октав и красивым мягким, бархатным тембром. Обладая глубоким низким голосом, он без труда брал и высокие певучие ноты.
Максим был самым младшим ребенком в большой и небогатой крестьянской семье. Петь любил с детства, по его собственному утверждению "еще с люльки" (с). Начал петь в хоре, учась в школе, сначала сельской, потом в земской, и почти сразу стал запевалой, благодаря сильному звонкому дисканту и абсолютному слуху. Когда у мальчика пришло время ломки голоса, у него прорезался бас, причем необычайной силы и красоты - густой, бархатный.
В 16 лет он уже пел на клиросе в церковном хоре Спасо-Преображенского мужского монастыря в Казани. Там же, в Казани, закончил музыкальное училище и пасторские курсы и в 1914 году начал служение в дьяконском чине в Уфимском кафедральном соборе Воскресения Христова (не сохранился, разрушен в 1932 году), а через два года его рукоположили в протодьяконы.
Затем была Омская епархия и снова Казань. Послушать необычайно красивый бас протодиакона о.Максима собиралось огромное количество народа, которое не могли вместить храмовые стены, люди стояли на улице у открытых дверей. Молва о его удивительном голосе вскоре дошла до Москвы. В 1924 году, по поручению Патриарха Тихона, в Казань приезжает известный композитор, церковный регент и преподаватель Московской консерватории Павел Чесноков и приглашает талантливого певчего в Москву служить в церковь свт. Василия Кессарийского на 1-ой Тверской-Ямской улице (взорвана в 1935 году).
В 1930 году заканчивается церковное служение (с сохранением сана) протодьякона отца Максима, опыт которого он очень ценил и впоследствии писал:
"Хоровое и церковное пение воспитало в моем голосе самые ценные для меня, как певца качества плавного, спокойного "органного" звучания",
и начинается светская карьера оперного баса Максима Дормидонтовича Михайлова. С 1930 по 1932 в отделе художественного вещания московского Радиокомитета, с 1932 по 1956 в труппе Большого театра СССР.
Певцу было уже 39 лет, когда он впервые вышел на сцену перед требовательными и искушенными зрителями Большого. Успех не заставил себя долго ждать - его неповторимый, мощный и глубокий бас, обладающий необыкновенной энергетикой и красотой, завораживал публику. Голос артиста был таким сильным, что сам он, будучи невысокого роста, казался исполином.
За почти четверть века служения в Большом театре Максимов исполнил почти все ведущие басовые партии в репертуаре театра - Гремина в "Евгении Онегине" Чайковского, Кончака в "Князе Игоре" Бородина, мельника в "Русалке" Даргомыжского, деда Мороза в "Снегурочке", Собакина в "Царской невесте", варяжского гостя в "Садко" Римского-Корсакова и др. Но своей лучшей он всегда считал роль Ивана Сусанина, наиболее близкой ему и как артисту, и как человеку:
"Мне легко и свободно в этой партии. Каждая фраза меня трогает, и я не могу без волнения слушать прекрасную задушевную музыку Глинки. Может быть, роль так близка мне потому, что я сам сын крестьянина и вырос в деревне."
Образ Ивана Сусанина, мастерски отточенный до малейших нюансов - вершина вокального и драматического таланта великого баса. Ему удалось добиться непревзойденного музыкально-сценического воплощения героя оперы Глинки. Мнение историков музыки однозначно - исполнении Михайлова эталонное.
После 1917 года опера М.И.Глинки "Жизнь за царя" была снята из репертуара всех театров, и только в 1938 году было решено вернуться к её постановке на сцене Большого театра. Название было изменено на "Иван Сусанин", а либретто поручили переписать поэту Сергею Городецкому.
После года долгих и упорных репетиций, премьера оперы состоялась весной 1939 года. Михайлов стал первым исполнителем роли Сусанина в советском периоде и лучшим за всю историю ее постановки, как в Российской Империи, так и Советском Союзе, и в современной России. Перед его сценическим исполнением померкло даже великое Шаляпинское.
Образ Ивана Сусанина навсегда слился с именем Максима Дормидонтовича Михайлова, который выступал в этой партии около 400 раз, ей же и закончил свою сценическую карьеру в январе 1957 года.
Творческая деятельность Михайлова не ограничивалась только театром - он много гастролировал по стране и за рубежом, исполняя русские народные песни и романсы, снимался в кино. Во время Великой Отечественной войны в составе 1-ой фронтовой бригады Большого театра выступал перед бойцами на передовой и перед раненными в госпиталях.
Максим Дормидонтович стал родоначальником музыкальной династии Михайловых - сын Игорь (1920—1983) и внук Максим (1962—2018), унаследовав его бас, также были солистами Большого театра. Дочь Ксения и внучка Александра выбрали для себя арфы.
Умер великий бас в Москве на 78-ом году жизни 30 марта 1971 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. По благословению Патриарха Пимена был отпет в дьяконском облачении.
В 1987 году вышел документальный фильм "Мастера русской оперы", посвященный творчеству Максима Михайлова.
Начиная с 1991 года Чувашский государственный театр оперы и балета ежегодно проводит в Чебоксарах Международный фестиваль оперного искусства имени прославленного баса. Почти 30 лет на него приезжают и знаменитые, и начинающие певцы из России и зарубежных стран и состязаются в вокальном мастерстве.
Спасибо за прочтение)