Найти тему
Ольга Кипренская

Мода в небе. Как менялась форма стюардесс

Оглавление

Леди, я принесла вам интересное! Мы тут недавно пообщались с Алексеем, автором замечательного канала о самолетах - «Основной Аэродром». Мы говорили о девушках, самолетах, моде и отличиях турбовинтового двигателя от газотурбинного. Но если у него первым делом самолеты, ну, а девушки потом, то у меня все строго наоборот. Вот, внизу подборочка небесной моды с 1930 по 1980-е годы. Гарантирую, вы подобного интервью точно не читали :)

1930-е

- Оля, давай начнем с 1934 года. Ведь именно тогда на европейских авиалиниях появилась первая стюардесса - на рейсе Цюрих-Берлин. Звали ее Нелли Дейнер и работала она в авиакомпании Swissair.

- Нелли - первая стюардесса… Возможно, именно поэтому, ее одежда не совсем характерна для моды 30-40-х и представляет собой немного видоизмененный мужской костюм с широкой юбкой-брюками и двубортным жакетом с накладными карманами. Хотя, обрати внимание, чулочки у Нелли в сеточку… Довольно фривольная деталь.

- А как за океаном? Ну вот, например, стюардессы авиакомпании Transcontinental & Western Air на фоне лайнера Douglas DC-3 в 1939 году. DC-3 - это один из самых массовых пассажирских самолётов в истории, его даже можно назвать своего рода классикой авиационного стиля.

- Характерная для конца 30-х, начала 40-х мода: приталенные жакеты с чуть расширенными плечами и двумя рядами пуговиц, юбка-клёш. Примечательно, что обувь не регламентирована, у всех девушек разные туфельки. Особенно привлекает внимание третья девушка слева. Она явно одета не в форму и в руках держит кокетливую шляпку. Кто она и как попала в ряды стюардесс? Есть предположения?


1940-е

- Мне кажется, что сороковые - сложный период для оценки. Все же основная тема того десятилетия - война. Но давай попробуем. Мне нравится вот эта карточка, на которой стюардессы авиакомпании Trans-Canada Air Lines позируют на фоне 14-местного пассажирского самолёта Lockheed Model 18 Lodestar в 1946 году.

-3

- Смотри, 40-е по форме очень интересные. С одной стороны, это расширенная линия плеч, туфельки постепенно заменяют на фирменные ботиночки, а форма начинает напоминать военные френчи. Юбка, хоть и не стала полностью прямой, но заметно сузилась. Вот тут хорошо виден силуэт.

1944: Howard Greer. This look by Hollywood fashion designer Howard Greer featured TWA lettering on the shoulder
1944: Howard Greer. This look by Hollywood fashion designer Howard Greer featured TWA lettering on the shoulder

А с другой… С другой пышно взбитые локоны, яркий макияж губ, маникюр, модно оформленные брови и кокетство. Эдакий симбиоз мужского и женского, грубого и утонченного.

1950-е

- Когда я вспоминаю о 50-х, то сразу хочется показать эту карточку. Фотография сугубо рекламная и сделана во время телешоу. Авиакомпания Scandinavian Airlines System (или просто SAS) рекламировалась в Англии. Модель самолета - реактивный лайнер Sud Aviation Caravelle производства Франции. SAS стали первым зарубежным эксплуатантом "Каравеллы“.

- Но в 50-е была самая скучная форма. Имхо. Ни тебе миловидности 30-х, ни задорности 40-х. Прямая юбка ниже колен, строгий жакет, головной убор, напоминающий военную фуражку. Да и в целом форма очень напоминает военную. А на земле в это время был старина Диор с его божественным “Нью Луком”, Кристобаль Баленсиага (историки моды окрестили 50-е годы эрой Баленсиаги). Но это на земле. В небе же царила унитарность, аскетизм и прямые линии. Ситуация стала меняться (но не везде, не везде) только к концу десятилетия.

1960-е

- Говоря о Франции сразу вспоминают Air France. Национальный перевозчик все-таки. А я хочу обратить внимание на Air Inter - основного французского перевозчика на внутренних рейсах. Благо по форме их стюардессы ничем не уступали более именитой компании. Самолёт с пассажирским трапом в хвостовой части - всё та же "Каравелла".

- Мода 60-х мое персональное безумие. Эдакие эмоциональные качели от “боже, какая прелесть” до “какой альтернативно одаренный это придумал?”. Вот в форме стюардесс все точно так же. Вообще, 60-е это длина мини, упрощение форм, геометрия, яркие краски и… невероятные прически. Такого дяди племянница, а вавилоны на голове крутишь.

А вот дизайнер Эмилио Пуччи (Emilio Pucci), 1965 год, Италия. Яркие цвета, сложные прически, платки и явный намек на космос. Посмотрите на эти стилизованные космические шлемы.

Однако самой яркой, я бы даже сказала, психоделической, была форма, разработанная для Braniff Airways. Вот она, красивая.

И еще немного фото для атмосферности.

А вот стюардесс Японии впервые нарядили в национальную одежду. Получилось очень мило и аутентично.

-11

Но все-таки венец формененных 60-х - это форма, разработанная Кристобалем Баленсиагой и представленная в 1969 году. Одна из последних работ великого маэстро.

This winter suit for Air France was one of Cristobal Balenciaga's last works before closing his fashion house
This winter suit for Air France was one of Cristobal Balenciaga's last works before closing his fashion house

1970-е

- Вот странно. Уже начались 1970-е, но я не замечаю разницы. Давай, для примера, покажу о чём речь. Вот, швейцарский авиаперевозчик Swissair и его стюардессы. И, конечно же, ближнемагистральный авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32.

В начале 70-х в форменной одежде царили 60-е. Что, в принципе, логично: форма и регламентированная одежда изменяются медленнее, да и переход между десятилетиями скорее условный, мода меняется постепенно.

Но были и довольно “характерные” варианты. Вот, мне нравится эта, с короткими шортиками, такими типичными для 70-х (на заднем плане стюарт).

Однако, в целом, форма 70-х становится более официальной, а силуэт более прилегающим, появляются шейные платки. Удлиняются жакеты, рукав все чаще становится полным, а не коротким или ¾, линия талия спускается вниз, удлиняются юбки.

Такая переходная тенденция очень хорошо заметна на этих фото.

1980-е

- Из интересных мне десятилетий остались только 80-е. Ещё в 70-х началась какая-то “мода” на фотографии стюардесс в/на реактивных двигателях самолетов, что не миновало и авиакомпанию Swiss Air. Для рекламных снимков стюардессы позировали внутри двигателя Airbus A310-221. Ну, а почему бы и нет, если размеры позволяют?

- Не люблю я модные 80-е (так и быть, можешь бросать в меня тапки, разрешаю!). Безумные начесы, яркий макияж, мешковатые силуэты и огромные накладные плечи. Если ты думаешь, что это поветрие миновало небесных красавиц, то я тебя разочарую. И на земле, и в небесах царила одна атмосфера.

А вот форма, предложенная Yves Saint Laurent.

Вот такой у нас получился экскурс в прошлое. И не просто прошлое, а прошлое стиля в небе. Про сами самолеты читайте ТУТ. У Алексея на канале вышла очень интересная статья на эту тему.

P. S. Если вам будет интересно, напишу о форме стюардесс “Аэрофлота”. Пишите свои пожелания в комментариях:)