Казахстанский город Караганда появился благодаря каменному углю. Даже его название, по одной из версий, происходит от казахского «қара қою қан» — «черная густая кровь».
Угольное месторождение на месте современного города в 1833 году обнаружил пастух Аппак Байжанов. Вернее, нашел он «горящий камень», в котором позже признали каменный уголь. Есть и красивая история о 15-летнией Мариям, дочке местного бая. Она увидела в кизяке черные камушки и заметила, что вода на таком топливе закипает быстрее. На этой версии настаивает краевед Булат Аубакиров. Даже один из угольных пластов назвали позже «Марианной». Но в официальные советские источники включили версию про пастушка — дочка богатея оказалась не очень подходящей кандидатурой.
Начало промышленной добыче угля положил российский купец Никон Ушаков. В 1856 году он купил у местного бая первое угольное месторождение на месте сегодняшней Караганды, а до этого приобрел Нельдинское и Спасское месторождения меди. Уголь был необходим как топливо на медных заводах.
Карагандинский угольный бассейн как единое целое, а не разрозненные месторождения, открыл русский и советский ученый-геолог профессор Александр Гапеев. Экспедиция Гапеева оценила запасы в более чем 4 млрд тонн. Бассейн стал самым богатым в СССР после Донбасса и Кузбасса. Благодаря неглубокому залеганию и мощности пластов добыча карагандинского угля обходилась дешевле.
В 1930 году уголь здесь начали активно добывать. В основном, силами репрессированных со всего СССР. Для раскулаченных и их семей в степи строили глинобитные полуземлянки. Появились шахтерские поселки Майкудук, Новая Тихоновка и Пришахтинский. Население росло, и в 1931 году шахтёрское поселение Караганда преобразовали в рабочий посёлок. Уже 10 февраля 1934 года поселок получил статус города, поглотив еще и Новую Тихоновку.
Коренные казахстанцы составляли меньшую часть населения шахтерских поселков. Они радушно принимали ссыльно-поселенцев и работали с ними бок о бок на шахтах и рудниках.
В 30-х годах ряды угледобытчиков снова пополнили за счет вынужденных переселенцев со всего советского союза. Русские, украины, этнические немцы, корейцы и представители еще десятков народностей строили будущее Караганды.
Во время Великой Отечественной войны вместе с казахстанцами на шахтах Карагандинского угольного бассейна работали до 80% репрессированных. За 4 военных года добыли 45 722 тыс. тонн угля — в полтора раза больше, чем за предыдущие годы. К концу войны рабочие треста «Карагандашахтострой» ввели в эксплуатацию 30 новых шахт и три угольных разреза.
Добыча продолжала расти и после войны. А Караганду начали благоустраивать: открывали школы и вузы, строили больницы, жилье. Город стал крупным промышленным и научным центром. Многие ссыльные и их дети так и остались в Караганде и уже по собственной воле работали на благо этого города, своей новой родины.
В современном независимом Казахстане Караганда остается главным поставщиком угля после павлодарского края. В прошлом году здесь добыли 117,8 млн тонн каменного угля и концентрата или 33% всего казахстанского угля.