От берегов озера Иссык-Куль нам предстоял подъём на плато Арабель, что лежит в самом сердце Тянь-Шаня за хребтом Терскей-Алатау. Дрога хорошая - грейдер. Она построена специально, чтобы бензовозы могли пройти на высокогорный золотоносный рудник Кумтор - топливо подвозить.
На велосипеде ехать не сложно, хоть и не быстро. Крути себе педали, да любуйся ущельем Барскаун. Тяньшаньские ели, прямые и изящные как свечки, прозрачная вода в речке шумит, над головой - чистая лазурь.
Горное плато Арабель от берегов Иссык-Куля отделяют два перевала - Сарымойнок (3126 м) и Барскаун (3754 м). За один день на велосипеде это проехать - слишком большая нагрузка. Мы решили подобраться под первый перевал и там заночевать.
Вот сам перевал, а точнее - его перевальный взлёт. Дорога карабкается по склону горы. Я здесь не то 14, не то 15 витков серпантина насчитал. Солнце уже почти зашло...
Неприятности часто начинаются в путешествии, когда встречаешь закрытый шлагбаум. Для велотуриста это обычно не проблема. Но только не в этом случае. Деваться с дороги в ущелье попросту некуда. И конечно у шлагбаума стоит важный человек. Да как назло, не киргиз, а явно наш. Русских кровей - по внешности видно. И говорит он конечно:
- Вам здесь проехать нельзя!
У нас официальный поход от Федерации Спортивного Туризма России. Есть маршрутная книжка со всеми подписями и печатями маршрутной комиссии. Он её долго крутил-вертел вместе с моим паспортом. И, наконец, решился объяснить ситуацию.
- Наверху, уже после второго перевала, в районе Тонских сыртов (высокогорное болото такое) карантинный режим. Бубонная чума. Поэтому по дороге этой никому проезжать нельзя!
- Да как же, - говорю - нельзя, если мы утром только внизу у посёлка с велосипедистом из Польши (приятный мужик) разговаривали. И он рассказал, как на велосипеде со стороны Нарына ехал. И как раз по этой дороге спустился? Как же он через карантин-то проехал?
- А сейчас - нельзя! Что я начальству должен сказать, если карантин! Если нельзя. Если чума. А вы поехали! Давайте 1500 сом (чуть меньше 1500 руб.) и тогда я с начальством смогу договориться.
Вот так вот! Всё совершенно открыто. Никаких полунамёков. Давай деньги и едь себе хоть умри там. Не в сумме даже дело...
Увы, мы в Киргизии в гостях. Туристы. Права качать в нашем положении невозможно - нечем крыть... Собираем деньги и отдаём. С деньгами у нас туго - в посёлке смогли поменять лишь чтобы еды купить. Запас минимален. Ещё один такой "билетёр" - и что делать? Встаём на ночёвку и назавтра продолжаем путь.
А перевал был хорош! Взгляните на это сверху. На перевал, я имею ввиду. Деньги - они сегодня есть, завтра их нет, а после завтра их опять полно. Главное - всегда продолжать путь. Препятствия же пусть остаются позади.
На этом можно бы и закончить. Безрадостно так. Но будет неуважительно по отношению к Киргизии и киргизам. Впечатления от страны сложились вовсе не от этого случая.
Нас часто бесплатно угощали в юртах чаем, лепёшками и каймаком, продавали арбузы за копейки, пустили на экскурсию в музей Пржевальского за рубли. Киргизы - очень открытый и доброжелательный народ. Общение с ними - одно из лучших воспоминаний о Тянь-Шане.
На одном из перевалов рядом со мной остановился старенький побитый Опель, от туда вышел киргиз, обнял меня и сказал "Брат, хорошо, что ты к нам приехал!". Словно всю жизнь меня знал. Я так растерялся, что не успел ответ придумать - он уже поехал дальше.
В паре километров от перевала Сарымойнок мы встретили местного сейсмолога. Он оказался в прошлом велосипедистом и увлечённо рассказывал о горах.
- За последние пару лет Тянь-Шань вырос на 2 мм. - показывает нам точку, в которой производятся замеры. - А что вы хотите, молодые горы! Растут, иногда шалят! Но вам я желаю доброго пути. Горы - они для всех.
Спасибо, что заглянули на канал КИНЕТИКА! Приглашаю вас подписываться и заглядывать почаще.
Ради чего мы таскаемся по миру на велосипедах? Ради вот таких моментов, например! Иногда туристам виднее...