Найти в Дзене
Ekaterina ALEX

ПОЧЕМУ У МЕНЯ НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК?

Или

Два этапа формирования самостоятельности

«Я хочу, чтобы он был самостоятельным! - слышу я на каждой второй коуч-сессии. - Он может заправить за собой постель, но не делает! Он знает, что надо чистить зубы, но пока сто раз не напомнишь, а потом не прикрикнешь - не делает! А сейчас начнется учеба, и опять уроки с ним делать! Ну когда уже он станет самостояяяяятельныыыым...???» - Устало вопрошают мамы детей самых разных возрастов.

Отвечаю сразу всем.

Самостоятельность не приходит сама по себе, вот зубы, например, растут сами, сначала два нижних, потом верхние и т.д. "по схеме", к году - 8 зубов, к двум 20. Ну если немного задержались, не беда, все равно вылезут.

С самостоятельностью не так. Ни к 14, когда дети получают паспорт, ни к 16, ни к 18, она сама по себе не вырастет.

Самостоятельность надо формировать. Поставить на нее внутренний компас и все свои слова, поступки сверять: а в ту ли сторону я иду?

«Не трогай лучше ничего, а то опять сломаешь!»

«Давай я тебе помою ручки, ты сам не сможешь!»

«Или сюда, я сама застегну тебе рубашку!»

Мы хотим все сделать лучше, чище, быстрее, аккуратнее.

«Не трогай муку, ты сейчас вся перемажешься!»

«Ты не правильно режешь огурцы!»

«Ну кто же так моет полы, только грязь размазала!»

Хотим как лучше. Хотим, чтобы ребенок сразу, в свои 5, 10, 15 лет все делал так же как и взрослый.

А получаем ребенка, который ни в 10, ни в 15, ни в 20 лет просто ничего не хочет делать.

Почему так происходит?

Давайте разберемся, что такое "самостоятельность", из чего она состоит и как формируется.

Условно, формирование самостоятельности можно разделить на два этапа.

Первый этап - технический. Это формирование физической способности ребенка сделать то, что мы от него хотим.

Например, если мы приучаем ребенка самостоятельно мыть руки, то он должен:

1. Дотянуться до раковины (возможно, ему потребуется подставка для ног).

2. Уметь включить воду. Аккуратно, сначала холодную, потом - горячую.

3.Взять мыло, намылить руки, положить мыло на место.

4.Смыть мыло с рук, выключить воду.

5.Дотянуться до полотенца, вытереть руки, повесить полотенце на место.

Видите сколько дел получается?

Попробуйте так же разделить на этапы самостоятельное выполнение домашнего задания. Или уборку в комнате.

Прежде чем требовать с ребенка самостоятельного выполнения задания, подумайте: он точно помнит, что домашнее задание записано в дневнике? Помнит, где лежат тетради? Он может прочертить поля, знает устный счет и усвоил тему урока?

Он может сам разложить процесс выполнения домашнего задания на этапы и знает, что за чем нужно делать?

И прежде, чем ребенок научится это все последовательно делать сам, этот пусть надо пройти с ним несколько раз. Возможно, несколько дней, недель, месяцев, или даже лет!

Второй этап самостоятельности - умение думать и принимать решения.

Ребенок должен уметь ответить на вопросы:

Что будет, если я это сделаю?

Что будет, если я это НЕ сделаю?

Что будет, если я это сделаю, но потом?

Хочу ли я это делать?

Могу ли я это сделать?

Если я не могу это сделать сам, кто мне может помочь?

Очень часто на эти вопросы отвечаем мы, родители. Причем даём ответ раньше, чем ребенок успел подумать об этом. Очень красочно и подробно рассказываем, что ему будет, если он это сделает, что будет, если не сделает. В ход идут угрозы, шантаж, подкуп.

Часто это даже работает, какое-то время. Но если сверить такое наше поведение по внутреннему корпусу, направленному на развитие самостоятельности, то куда покажет стрелка?

Говорите со своим ребенком. Например, у вас проблемы с выполнением домашнего задания. Спросите, а что будет, если он не сделает задание?

Что ему скажет учитель?

Как на него посмотрят одноклассники?

Как он будет себя чувствовать при этом?

Нравится ли ему это ощущение?

Что он может сделать, чтобы не испытывать этого?

Может ли он сделать сам домашнее задание?

Нужна ли ему ваша помощь в выполнении домашнего задания?

После такого доверительного разговора может оказаться, что он просто не понял новую тему и поэтому не делает домашнее задание. Не знает как. Переходит на первый этап - технический. Возвращайтесь туда вместе со своим ребенком и помогите выстроить ему алгоритм, восполнить пробелы.

«Как же так? Опять все я? А когда уже он сам? Но другие же дети сразу могут сами?» - слышу разочарованный голос мам.

Да, бывают дети, которые все сразу могут сами. Но таких единицы, примерно один человек из ста.

Если ваш ребенок не является таким уникальным исключением из правил и его, как и большинство других детей, всему надо учить, значит у вас есть на это все ресурсы!

Значит вы - мудрец и проводник, задача которого довести нового человека до самостоятельной жизни. Помочь ему к этой жизни адаптироваться, научить думать, принимать решения.

К тому же, в жизненном масштабе несколько лет, потраченных на обучение самостоятельности ребенка не так уж и много. А зачастую, этот навык намного важнее, чем английский или высшая математика.

P.S.: По мере того, как у ребенка сформируется второй уровень самостоятельности, начнет формироваться ответственность.

Но об этом в другой раз:-)