На территории республики Алтай имеются разные природно-культовые объекты, являющиеся историко-культурным наследием, представляющим культурную и религиозную ценность. Это, прежде всего, природные комплексы – горы и перевалы, реки и озера, целебные аржаны и другие источники.
Природно-культовые объекты называют байлу: байлу-jер – священная земля; байлу суу – священная река, байлу кöл – священное озеро, байлу ажу – священный перевал, байлу туу – священная гора. В алтайской лексике используется также понятие ыйык\ ыйык туу – священное, освещенное \ священная гора, которое известно еще с древнетюркского времени. Производным от слова ыйык является ыйыктар (освящать). Слова ыйык, ыйык туу сохранились в названиях гор Кош-Агачского района республики Алтай. В Южно-Чуйском хребте расположены священные горы Иикту и Ирбисту. Культово-обрядовая гора Иикту (Ыйык туу) находится в 17 км от села Беляши (Бел-ажу) \ Джахатер (Jасатыр). Высота горы составляет 3936 м (3942 м). Название горы переводится как «священная», так как состоит из слов «ыйык» - священное, освещенная и «туу» - гора.
Пик Иикту — один из самых красивых и легендарных на Алтае. Иикту — вторая по высоте вершина Южно-Чуйского хребта и одна из вершин, так называемой, «Талдуринской ограды». Эта двурогая скально-ледовая вершина венчает самый громадный ледник Алтая — Талдуринский, длиной 8,5 км, площадью 34,9 км², толщиной льда – 175 м. Алтайцы объясняют её название так: «ыик — так шаман кричит, а слово «ту» — значит, гора». Второе имя вершины – Кок-айры-бас – «развилка синей воды».
Иикту – одна из самых интересных вершин Русского Алтая. Не смотря на свой статус высочайшей вершины Южно-Чуйского хребта, она не пользуется популярностью среди туристов-восходителей. Технически она сложнее, чем даже Белуха (4506 м), не говоря уже про Эльбрус (5600 м). По альпинистской классификации простейший маршрут на Иикту. характеризуется 3А. С вершины Иикту открывается великолепный вид на плато Укок, Чуйскую степь и все высочайшие хребты Алтая. Первыми на Иикту взошла группа под руководством известного советского альпиниста Виталия Абалакова в 1933 г по Восточной стене.
В ходе работы над статьей, я наткнулась на интересное исследование, которое провел Георгий Обиденый участник команды «Созвездие», в котором он излагает историю первых восхождений на Иикту тщательно скрываемая все эти годы.
«В марте 2003 года вместе с командой Барнаульских спасателей команда «Созвездие» совершила восхождение на вершину Иикту. Совершенно случайно один из участников заметил возвышение правильной геометрической формы. Раскопав снег, группа обнаружила тур, в котором лежали записки от восхождений 1936 и 1937 годов. Эти записки и последующее личное расследование Георгия Обиденого пролили свет на первое восхождение на Иикту в сентябре 1933 года и мотивы и подробности восхождений 1936 и 1937 годов. В ходе авторского исследования, выяснилось как минимум три интересных и давних события. Первое заключалось в том, что Виталий Абалаков и члены его команды (Додиомов М., Казакова Е.А., Чередовой В.П.), восходившие на Иикту в сентябре 1933 года, тщательно скрывали сам факт первовосхождения. И причиной тому, по мнению исследователя, было то, что это восхождение было «самовольным» - незапланированным. И память об этом факте остался только в записке, что лежала в незаметном сегодня туре на вершине Иикту.
Второе событие, вскрытое в записках тура, очень связано с третьим, вот по какой причине. Ранее, при восхождении на вершины гор, инструктора несли гипсовые бюсты «вождей пролетариата» - Ленина, Сталина и другим. Так, вот, в 1936 году, инструктор Мухин В.Ф. не смог донести до вершины Иикту бюст Ленина, оставив его где-то на «ребре». Поэтому он, организовав «Школу альпинистов», в следующем – в 1937 году, с обучающимися этой школы в составе 33 человек, вновь отправился на вершину, где шел в последней связке – в 9. На этот раз его личной задачей восхождения было установление бюста В.И. Ленина на вершине Иикту, что он и сделал, но со второй попытки. Это отражено в третьей записке, сохранившейся в этом «забытом» туре, где сообщалось о том, что «Бюст В.И.Л. начат нести комсомольско-партийной организацией в 1936 г. под руководством Мухина, который его донес в 1937 г. 28 июля. Бюст поставлен на восток». Но в условиях климата на высоте около 4 тыс. метров, гипсовый бюст «рассыпался», поэтому значимость туру, на котором стоял бюст, восходители последующих лет не придавали...
Увидеть вершину Иикту обычный автотурист со стороны Чуйского тракта или Чуйской степи не имеет возможности, из-за ее расположения в «полосе» хребта. Для созерцания этой «двурогой» горы нужно проехать в долину Аргута, за село Джазатер, где в паре-тройке километрах от села уже виден весьма необычный пик Иикту.
Увидев впервые эту необычной формы скалистую вершину, я восторгалась и недоумевала в одно и то же время. Мне казалось, что в мире крайне редко встречаются горные вершины таких невероятных, даже в чем-то символических, форм. Что-то магическое есть в этой скалистой Южно-Чуйской вершине.
В долине Аргута мы остановились на местной базе отдыха, поэтому имели возможность целую неделю восхищаться этой горой. Вообще, вершины Южно-Чуйского хребта с южного ракурса, со стороны степи Самаха, предстают перед путешественниками в виде «скалистого гребня» на 2\3 скрытого пологими горами, образующими правобережный борт Аргутской долины.
Степь Самаха – невероятно интересная смотровая площадка, с которой видны вершины Южно-Чуйского и Катунского хребтов (массив Чинелю). Особенно красиво здесь в августе, когда тундровый пояс хребтов окрашивается в багряные цвета, степные участки в желтоватые оттенки, а скалистые вершины Южно-Чуйского хребта имеют стальные цвета, горы Чинелю – пурпурные.
Существует множество легенд, связанных с горой Иикту. По преданиям жителей Алтая, Иикту является местом жительства верховного божества. По рассказам местных жителей, на горе Ыйыкту в начале века была найдена окаменевшая лодка (сал). Другая легенда стала основой для литературного произведения – фантастического романа «Тайна горного озера», выпущенного в Бийске. Где приводится версия захоронения Чингисхана в высокогорной степи у подножия этой вершины.
Именно за необычную форму вершины Иикту и получила свой «священный» статус. Форма горы укладывается в различные образы. Чаще всего, описывая ее, говорят о том, что она двурогая. «Вершина Иикту производит странное впечатление двурогой лопаты, она или круто воткнута в землю, или круто выпирает из земли».
Посмотрите, вершина горы похожа на голову рыбы, как бы высовывающуюся из каменного моря. Эта «двоякодышащая рыба открывает рот - глотая живительный эфир».
Или, еще - вершина Иикту схожа с «огнедышащим кратером», ожидающим своего часа. И закипит огненное море Нижнего Мира Алтая, и вырвется на земную поверхность огненное содержание подземного мира. И будет изливаться оно, пока не наступит равновесие между мирами.
А, может - это «факел», который время от времени, берут алтайские богатыри, отмечая наступление Нового Времени. А пока богатыри спят – каждый в своей вотчине. Не пришло, видно, время праздновать торжества духа.
Быть может, Иикту - это трибуна. И собираются здесь смотрители со всего Алтая в преддверие событий больших и важных. Поэтому и скрыта местность эта от посторонних глаз. И нет здесь слабых, мелких и убогих. Здесь рождается дух творчества, красоты и гармонии. И взгляда на эту вершину достаточно для запуска механизма перевоплощения и совершенствования. Много здесь тайн и загадок, невиданных мест.
Путешествие в долину Аргута – это настоящее погружение в сказку. И чем глубже, дальше, и выше вы будете забираться в своих путешествиях, тем интереснее, восторженнее будут ваши впечатления от увиденного, пережитого, осознанного. Мы пока добрались до степи Самаха, и считаем, что это только начало нашего знакомства с этой невероятно притягательной долиной Алтая, хранящей веками и тысячелетия свои загадочные тайны.
Путешествия продолжаются...