Выделить этот рассказ в полноценную часть скорее всего не получится. Здесь у нас кратко пойдет речь о инструментах, которые использовали кузнецы древности для создания первых инструментов, украшений и оружия.
Еще на этапе подготовки стало понятно — выделять инструменты в отдельную, полноценную часть будет очень странно. Особенно здесь не распишешься, ведь появившись однажды, кузнечные инструменты не потеряли своей сути. Менялся внешний вид: от каменных молотов мы пришли к станкам, но суть и производимые операции остались теми же. Именно поэтому эта часть носит гордый Полуторный номер. Начнем!
Медный и бронзовый века
Из первой части мы помним, что изначально человек не умел плавить железо и занимался преимущественно холодной ковкой. Сразу нужно понимать, что зачастую требовались достаточно грубые, массивные изделия и придать медному самородку форму можно было большим камнем. Так и поступали мастера древности! Кузнецу приносили самородок и говорили, что из него надо сделать: наконечник для копья, острие топорика, ломик для возделывания земли, которые потом крепили на палку. Мастер заказ принимал и начинал ударами камня мять мягкую медь, с каждым ударом придавая все более явную форму изделию. В процессе монотонных ударов в одну точку, медь могла нагреться и тогда процесс слегка ускорялся. Говорить о какой-то маломальской стандартизации здесь тоже не приходится: каждый кузнец использовал свой камень, самородки были разного размера и разной формы. В одном регионе, на небольшом пятачке, где жили несколько разных групп людей, археологи могли найти 3 копья, каждое из которых кардинально отличалось от другого по форме и исполнению. Говорят, что именно на этом этапе общины наших предков стали приобретать свою вещевую культуру: мастеров было немного и делали они так, как считали нужным и так было в каждом поселении людей.
В позднем медном веке человек научился плавить металл. При нагревании медь становилась мягче, а значит работать с ней было легче. Кузнецы начали заниматься литьем. Появлялись первые формы открытого и закрытого типа, куда заливалась нагретая на огне медь, после чего форма разбивалась, либо снималась, открывая готовое, качественно новое изделие. Развивалась и ударная техника: появилась чеканка, гравировка, полировка и даже чернение. Интересно, что очень часто с медью работали прямо на месте добычи, изготавливая сразу несколько кованых вещей и литых вещей для последующей продажи.
Работа с бронзой не сильно отличалась от методов работы с медью. Технологии начали меняться как раз под конец бронзового века, когда человек научился строить кузнечные печи, пытался оборудовать первые мастерские и вообще выделить профессию кузнеца. Ведь в те времена все это было достаточно условно — ударным методом владел каждый, ведь для него требовался медный самородок и камень, которые можно было найти в горных и пещерных районах. Другое дело производство бронзы и литье. Здесь уже требовались особые навыки и даже какие-то профессиональные знания: соблюдение пропорций, плавка и смешивание двух металлов, и многое другое. Новые технологии позволили человеку заняться добычей и обработкой новых материалов, в первую очередь железа. Оно было известно нашим предкам, но в основном использовалось метеоритное железо. У северных народов России до сих пор сохранились легенды о «небесном металле», из которого делали оружие лучшим охотникам и войнам. Но где же взять столько «небесного металла» на Земле?
Железный век
Примерно в 1200 году до нашей эры, человечество преодолело температурный барьер. Открытое пламя костра могло достигать температуры до 700 градусов, но этого было недостаточно для новых материалов, которые появились у людей. Со временем было обнаружено, что если огонь закрыть, оставив к нему доступ только с двух сторон, то температура внутри будет чуть выше. Так появились гончарные печи, а уже из них гончарные горны. Изначально их делали из глины, реже вырывали прямо в земле. Он практически не выпускал тепло и внутри температура поднималась до 1000 градусов, что позволило человеку получить зерна чистого металла из руды, но даже этого было недостаточно.
Металла получалось мало, а его качество зачастую было хуже, чем у медных изделий, пока не появились сыродутные печи. Полностью замкнутая конструкция и регулярный задув воздуха, позволяли прогревать такие печи до 1300 градусов и уверенно получать восстановленное железо, которое по специальному желобу стекало в небольшое углубление перед горнилом. Изготавливали такие печи также из глины, иногда из кирпича.
Основным методом обработки металла стало литье. К ковке прибегали очень редко, но местами стали появляться железные молоты и первые подобия наковален, на которых работали мастера древности.
Любопытно, что по этот технологический переход произошел по всему миру примерно в разное время. Археологи находят железные изделия наших предков на территориях от Урала до Ближнего Востока и все они выполнены по более-менее одной технологий. Это, как считается, говорит о том, что люди по всему миру были знакомы с металлом и пробовали его обрабатывать, ставили эксперименты и передавали опыт другим. Распространению кузнечного дела на Ближнем Востоке хорошо способствовала торговля: в небольшом регионе люди плотно друг с другом общались и взаимодействовали, что также способствовало развитию. По всему миру археологи встречаются с древними находками, которые говорят о попытках человека покорить металл. Некоторые из них успешные, другие не очень.
Важно одно — познакомившись с металлом однажды, человечество полностью связало с ним свой путь развития.