Найти в Дзене
Serenkerkegor

Комната, 2003

(англ. ‘The Room’) Режиссер Томми Вайсо Страна производства: США Язык: английский Кинокартина «Комната», снятая режиссером-любителем Томми Вайсо, продолжает будоражить зрителей и растить армию фанатов на протяжении уже 16 лет. Про ленту, признанную критиками «худшим, что когда-либо было снято на пленку» , выходят фильмы и передачи. Фразы и эпизоды картины растащили на мемы и цитаты. Я посмотрела «Комнату» уже раз десять, и каждый раз смеялась так, как не смеялась ни над какой титулованной комедией. И продолжаю смеяться, даже вспоминая сцены из фильма. Хочу поделиться своим ярким впечатлением о «худшем фильме всех времен и народов» и заверить, что «Комнату» нужно посмотреть каждому, кто не потерял чувства юмора. Режиссером, сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли в фильме выступает один человек — Томми Вайсо. О том, кто такой Томми, и как создавался фильм написано много (кому интересно, читайте тут). Для обзора фильма достаточно сказать, что Томми самоучка, делавший
Оглавление

(англ. ‘The Room’)

Режиссер Томми Вайсо

Страна производства: США

Язык: английский

Кинокартина «Комната», снятая режиссером-любителем Томми Вайсо, продолжает будоражить зрителей и растить армию фанатов на протяжении уже 16 лет. Про ленту, признанную критиками «худшим, что когда-либо было снято на пленку» , выходят фильмы и передачи. Фразы и эпизоды картины растащили на мемы и цитаты. Я посмотрела «Комнату» уже раз десять, и каждый раз смеялась так, как не смеялась ни над какой титулованной комедией. И продолжаю смеяться, даже вспоминая сцены из фильма. Хочу поделиться своим ярким впечатлением о «худшем фильме всех времен и народов» и заверить, что «Комнату» нужно посмотреть каждому, кто не потерял чувства юмора.

Постер к фильму, слева направо: Джульетта Даниэль, Томми Вайсо, Грег Сестеро
Постер к фильму, слева направо: Джульетта Даниэль, Томми Вайсо, Грег Сестеро

Режиссером, сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли в фильме выступает один человек — Томми Вайсо. О том, кто такой Томми, и как создавался фильм написано много (кому интересно, читайте тут). Для обзора фильма достаточно сказать, что Томми самоучка, делавший фильм по наитию.

Сюжет

В центре спутанного повествования — банальный любовный треугольник: банковский служащий Джонни (Томми Вайсо), его невеста Лиза (Джульетта Даниэль) и лучший друг Марк (Грег Сестеро). Лиза изменяет Джонни с Марком. Почти все действие фильма разворачивается в квартире Джонни с выходом на крышу.

Важно отметить, что Томми выглядит достаточно неординарно: накачанная фигура, копна волос, крашенных в черный, мешковатые штаны с несколькими ремнями. Иначе говоря, он вовсе не похож на скучного благополучного банкира. При этом Томми говорит по-английски с неприличным для актера произношением. Расслышать акцент сможет даже не носитель языка, вроде меня. В русских переводах его говор передают интонацией, делающей фильм еще нелепее.

Картина начинается с идиллического вечера Джонни и Лизы. Довольно быстро герои перемещаются в спальню. Дальше режиссер не скупиться на хронометраж. Сцену любви Лизы и Джонни можно наблюдать в течение аж пяти киноминут. До детализации порно дело не доходит, но на экране не раз мелькает незаблюренная грудь героини и мускулистая задница Джонни (то есть Томми).

Утром Джонни отправляется на свою (судя по всему престижную) работу, а к Лизе в гости приходит ее мать. Отвечая на вопрос как дела, Лиза нагора выдает, что больше не любит Джонни. Мама героини, не меняясь в лице, прагматично замечает, что вообще-то Джонни ее содержит, а потому бросать его не стоит. Произнеся короткий диалог, мать героини ретируется (как будто зашла только для того, чтобы предупретить дочь от разрыва отношений с обеспеченным партнером). Лиза же приглашает в гости Марка. Когда Марк приходит, она с порога и без лишних прелюдий начинает его соблазнять. Лучший друг главного героя колеблется недолго, и вскоре зритель может наблюдать очередной акт любви, на этот раз трехминутный. До и после секса с Лизой Марк горько произносит: «Джонни мой лучший друг». Впрочем, совокуплению это никак не мешает.

Перечисленные сцены и диалоги еще несколько раз повторяются с незначительными изменениями. Джонни и Лиза занимаются сексом (кажется, что это новая нарезка из уже виденного материала), Лиза и мама обсуждают перспективы замужества, Марк и Лиза занимаются сексом.

Джонни случайно слышит, как Лиза признается матери в измене. Чтобы узнать имя соперника, Джонни решает записать все телефонные разговоры и вставляет в телефонный аппарат кассету.

Лиза устраивает вечеринку ко дню рождения Джонни. На празднестве она без стеснения выражает симпатию к Марку. В результате между Джонни и Марком происходит стычка. Гости расходятся. Джонни проверяет кассету (которая судя по всему продолжала записывать разговоры все это время) и узнает имя предателя (хотя это стало очевидным еще на вечеринке).

Лиза собирает вещи и уходит от Джонни. Обезумевший главный герой крушит мебель в квартире, а затем кончает жизнь самоубийством, выстрелив себе в рот. В комнату вскоре вбегают Лиза и Марк. Марк обвиняет во всем Лизу. Все плачут.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

При этом в фильме множество второстепенных сюжетных линий, которые не получают развития, и персонажей, чье появление в кадре никак не влияет на ход событий. Так, периодически в квартиру к Джонни забегает парень Денни неопределенного возраста. Он ничтоже сумняшеся напрашивается в спальню к Лизе и Джонни, потому что «ему нравится за ними наблюдать». На это Джонни его деликатно выпроваживает. Только в середине фильма разъясняется, что Джонни опекает Денни и собирается усыновить его. Не получает продолжения и история с наркоторговцем, которому Денни задолжал денег. На крыше дома Джонни, на фоне хромакейного пейзажа громила-наркодилер приставляет пистолет к голове Денни. Однако вовремя вбежавшие в кадр безоружные Джонни и Марк легко одолевают громилу.

Еще одной тупиковой ветвью сюжета является признание матери Лизы, что у нее обнаружен рак груди. Как, впрочем, и ее рассказы о проблемах с недвижимостью. Никакого объяснения не получает сцена, где герои собрались все вместе в смокингах. Можно было бы предположить, что они идут на чью-то свадьбу, но вместо этого они идут играть в футбол.

Пожалуй, самым нелепым сюжетным вкраплением является эпизод, в котором двое неизвестных зрителю персонажей (парень и девушка) заходят в пустующую квартиру Джонни. Они без лишних церемоний заваливаются на диван и начинают заниматься любовью. Внезапно возвращаются Лиза с матерью, и наконец проясняется, что нелепая парочка это подруга Лизы со своим бойфрендом. Однако вопрос, почему они решили зайти в гости столь странным образом, остается открытым. Бойфренд при этом забывает на диване свои трусы, которые обнаруживает мама Лизы. В общем, все в лучших комедийных традициях.

Несостыковок в повествовании так много, что каждый сможет порадоваться своей наблюдательности.

Стилистика фильма

При этом «Комната» вся соткана из клише образов и фраз, в чем пожалуй кроется ее особое обаяние. Сексуальность в фильме показана красным платьем, красными розами, красными свечами и красной же кровью. Реплики героев стереотипны, а временами и совершенно неуместны. Почти каждый диалог начинается со слов «о, привет!», а заканчивается словами «пока» или «я не хочу об этом говорить». А некоторые фразы и реакции (прежде всего самого Джонни) сложно назвать адекватными. Например:

Марк: как на работе сегодня?

Джонни: отлично, у нас новый клиент, и банк заработает много денег.

Марк: что за клиент?

Джонни: я не могу тебе сказать, это конфиденциально

Марк: да ладно, почему нет?

Джонни: нет, не могу. Кстати, как твоя сексуальная жизнь?

Режиссер картины не пытается концентрировать внимание на главном. Зрителю обязательно показывают, как герои приходят и здороваются, уходят и прощаются. Когда персонажу нужно подарить любимой цветы, то для начала нам покажут, как он эти цветы покупает. Когда герои решают зайти в кафе, то зрителю придется услышать, что заказывают несколько человек в очереди перед ними.

Режиссура фильма не выдерживает никакой критики. Многие также ругают актерскую игру в картине, но с заданным сценарием ленту не спасли бы ни Марлон Брандо, ни Джеймс Дин, игрой которых Томми восхищается, и которой пытается подражать. «Томми Вайсо не просто совершает ряд ошибок, он делает каждую ошибку», — говорит Аманда Кляйн, профессор кинематографии в Университете Восточной Каролины.

Фрагмент постера к фильму
Фрагмент постера к фильму

Комната как наивное искусство

Несмотря на очевидные промахи и ляпы, «Комната» обладает невероятной магией притяжения. «В том-то и дело. Существует много плохих фильмов, которые ты просто не смотришь. Но «Комната» очень смотрибельна. Ее плохость так плоха, что тебе хочешься продолжать смотреть», — говорит Джеймс Франко, выступивший режиссером и главной звездой фильма «Горе-Творец», посвященного созданию «Комнаты».

Томми Вайсо дарит зрителю чувство собственного превосходства. Наверное, то же чувство заставляет публику любить и смотреть сериал «Коломбо», который в нарушение всех законов детективного жанра сразу раскрывает имя убийцы. Свое остроумие на «Комнате» не отточил уже только ленивый кинообозреватель. Однако все они отмечают, что фильм подарил им невероятно сильные эмоции.

Впрочем, «Комната» притягательна не только своей плохостью, но и звериной искренностью. Да, Томми не слишком убедителен в роли успешного финансиста, но он очень убедителен в образе самого себя — невротичного травмированного человека, пережившего предательство.

Героиня Лизы же настолько убедительный типаж, который по-русски обычно обозначают лигатурой ТП, что именно она собирает максимум нелестных эпитетов в мужских рецензиях. Обозреватель канала I Hate Everything называет персонажа Лизы не иначе как queen of all cunts (непереводимая игра слов). Обозреватель Artem Starpyor также не сдерживается в выражениях и признает, что Томми справился с главной задачей драматурга — «заставить зрителя переживать за протагониста и люто, до потери чувств ненавидеть антагониста». К тому же, Лиза предстает на экране не фейковой голливудской красавицей, а простой американской девушкой. Для анорексичных 200-х выбор актрисы можно назвать даже бодипозитивным.

Усмешки зачастую вызывает сцена самоубийства. Но, что лично мне представляется убедительным, так это как Джонни мастурбирует с платьем Лизы. Не знаю, делают ли так мужчины перед тем, как выбить себе мозги. Но уверена, что мужчины могут поступать подобным образом в минуты тоски по любимой. И эта сцена кажется мне наименее клишированной.

«Комната» говорит о понятных каждому категориях: любовь и предательство. А что еще кроме любви и смерти по-настоящему важно? При этом вся наша жизнь гораздо больше похожа на постмодернисткий нелогичный набор типажей и ситуаций с незавершенными сюжетными линиями и персонажами, не влияющими на ход событий, чем на строго продуманную драматургию.

Сегодня про «Комнату» и ее создателя снимают фильмы, выходят книги. Про картину написано столько статей и обзоров, сколько сложно найти про оскароносные ленты. Пример Томми воодушевляет. Ведь он доказывает, что искусство сделанное от сердца, найдет путь к зрителю, не мытьем так катанием.

Автор: Дарья Юрищева

На написание данного текста меня во многом вдохновили лекции режиссера и киноведа Таисии К.