Современные люди живут лет семьдесят, а то и восемьдесят. В 35-40 лет они переживают кризис среднего возраста, который является отражением внезапного осознания собственной смертности. Однако наши предки о таком могли лишь мечтать. До того самого кризиса, говорить о котором начали относительно недавно, доживали далеко не все.
Причиной этому были многочисленные опасности, поджидавшие за порогом, но главное – низкий уровень развития медицины, который превращал любой насморк в потенциально смертельное заболевание. Что уж говорить о серьёзных инфекциях, таких, как туберкулёз.
Естественно, не имея возможности справиться с напастью и продлить себе жизнь, люди придумывали многочисленные суеверия, которые якобы могли им помочь или погубить. Нередко внимание публики привлекали произведения искусства, по каким-либо причинам наделявшиеся сверхъестественными качествами.
В XIX веке подобная участь постигла один из лучших портретов Владимира Боровиковского, написанный с восемнадцатилетней Марии Лопухиной.
Картина делалась на заказ и стала свадебным подарком мужа, егермейстера Павла I. С художественной точки зрения она является истинным шедевром и верхом русского сентиментализма. В ней отражена красота юной девушки, которая гармонично сочетается с природой. Прелестью Лопухиной невольно начинают любоваться даже люди, далёкие от живописи и мало что в ней понимающие.
Но в XIX веке на неё не рекомендовалось смотреть, особенно молодым женщинам.
Причина запрета – суеверие и салонные сплетни. Дело в том, что спустя пять лет Мария скончалась от чахотки. Поговаривали, будто её отец, Иван Толстой, который был членом масонской ложи и, возможно, разбирался в магии, был настолько убит горем, что решился на отчаянный поступок.
Он призвал из загробного мира душу дочери и заключил её в картине. Отныне прекрасный портрет больше не поражал своей гармонией, а рассматривался как тёмный артефакт.
Якобы не менее десяти девушек, посмотревших на него, практически сразу умерли по разным причинам. Это, как твердили кумушки, мёртвая Лопухина завидовали живым и мстила им.
О том, насколько велика ценность портрета, можно судить по тому, что, несмотря на все слухи, он сохранился до наших дней неповреждённым. Его не попытались ни уничтожить, ни спрятать подальше от глаз. Сегодня картину кисти Боровиковского можно увидеть в Третьяковской галерее.
#мтлблог