Найти тему
JrCherNik

Магия искусства и письменного слова в частности

Берегись, честной народ! Никита изобретает велосипед.

Когда говорят о магии искусства, много разных его аспектов могут иметь в виду. На мой взгляд, в самом центре алхимической фигуры находится способность истории прикинуться абсолютной правдой в лице читателя (слушателя, зрителя и прочих реципиентов). Причём правдоподобность истории здесь дело вовсе не первое. Рассказ (фильм, песня и прочие формы повествования) может быть наглухо фантастическим, далёким от реальности и даже представлений о ней. Фантасмагория, сюрреализм и подобные "далеко заглядывающие" жанры, как бы, намекают. И даже такие истории на какой-то момент могут стать всамделишней взаправдой in the eye of the beholder, в смысле, в сознании зрителя.

Что характерно, я себя поймал на такой мысли - когда я говорю истории "не верю", я на самом деле не это имею в виду. Я, говоря грубо, говорю "я не хочу верить в эту историю". То есть я начал читать, я поверил в происходящее - и мне оно не по нраву. Я не готов допускать, что ЭТО - истина. Даже на тот час-день-"вставьте нужное"-вечность, в течение которых история собирается окупировать мой разум.

И в первую очередь, как мне кажется, это относится именно к слову письменному. Вероятно, ещё более верно по отношению к слову устному, но там уже начинаются всякие разные хитрости и перверсии. А мне чернила на бумаге ближе и понятнее. Так вот, слово письменное изначально не предполагалось ложью. Это способ запечатлеть опыт и передать его следующему поколению. Вымысел, каким мы его знаем, произрос из магических ритуалов письма, и по сути, предполагал просьбу к Высшей Силе сделать написанное былью.

Поэтому к письменному слову и существует, вероятно (я ж, как обычно, из чистого разума черпаю мысли, и из личного опыта, никак не из исследований, статистики и прчоих источников объективного), некая подсознательная предустановка. Презумпция правдивости. До того, как разум вмешается и заявит - да ну не может такого быть! - эмоциональная часть личности говорт - вот это, ёлы-палы, что в мире-то творится. Даже если речь об ужасных треногах с Марса.

Именно в этом, по сути, заключается магия искусства. Что оно приносит к тебе в город, во двор, прямо в дом и в глаза (уши или сознание, как вариант) опыт, который иначе ты должен идти и получать. А то и вовсе не в состоянии, если мы говорим об историях фантастических. Я открыл книгу и отправился в прекрасный город Ехо, где улицы вымощены разноцветной мозаикой, а люди ходят в чём-то вроде халата и обязательно с покрытыми головами. Я включил телевизор и клыкастый оборотень откусил голову моим новым друзьям.

И пожалуй, ключевое, что влияет на способность фантазий завлечь человека в свой мир - это правдоподобность, собственно, людского. Проблемы с фанфиками, особенно с теми, что слэшеры всякие, сводятся в первую очередь к тому, что люди так себя не ведут. Они всё равно действуют согласно задумке - на секунду-другую заставляют автора и читателей окунуться в фантазию. Но чем меньше "простого человеческого" в фантазии, тем быстрее отторгается имплант.

Хотя... Кажется, Геббельс что-то там говорил про то, что чем безумнее фантазия, тем сильнее люди в неё хотят поверить. Для меня это особо верно в процессе чтения историй о магии, о мистике, о двойном дне самой реальности. Но это уже, полагаю, другая история, о влиянии потаённых и не очень мечт на личность.

А всё это я к чему. Литература и вымысел вообще - прекрасны. Если бы их не было, я бы давно сошёл с ума и чего-нибудь с этим сделал. И подозреваю, далеко не я один.

Кажется, я всё же низвёл нечто идеальное к банальному. Увы