В 1889 году Поль Гоген решил отправиться на Таити. Зачем?..
Быть может, все дело было в наследственности. Его мать была креолкой и родилась в Перу; там же до семилетнего возраста жил вместе с матерью и Поль...Однако, возможно, Гогена просто привлекала удивительная первобытность таитян, их искренность и неиспорченность. По всей видимости, он хотел найти на острове нетронутую цивилизацией местность... И нашёл ее.
Это помогло ему сполна раскрыть свой талант – и тайную страсть – к изображению картин в жанре "примитивизм".
Примитивизм – направление в искусстве, зародившееся в XIX веке и характеризующееся надуманным упрощением картины, чтобы она больше походила на рисунок первобытного времени.
Прибыв на остров, Гоген увидел, что ошибся: белые поселенцы, поселившиеся там еще в XVII веке, оказались столь же меркантильными, как и жители далёкой Европы. По счастью, коренное население Таити – острова, затерянного в дебрях Французской Полинезии – оказалось другим. В нем-то художник и нашёл ту неискушенность и первобытность взглядов, к которым стремился. Стремясь сбежать от цивилизации, Гоген купил себе маленькую хижину в глухой деревеньке и погрузился в работу.
Буйные краски, которые окружали художника на острове, усилили его стремление к декоративности и обновили искусство мастера. Поначалу новые картины Гогена походили на его прежние, европейские работы. Чересчур холодные, излишне сдержанные, они не могли выразить новые чувства художника.
Гоген стремился к большему, и, чем дольше жил на острове, тем лучше ему это удавалось. Он все больше усложнял композицию своих картин и все усиливал их яркость и красочность. Причиной этому, конечно же, был окружающий Гогена пейзаж, поражающий своим буйством красок...
И первой в ряду новых работ художника стоит "Пейзаж с павлинами".
Первое своё впечатление от полотна я могу выразить двумя словами: огонь и пространство.
Для меня картина купается в закатных лучах, ибо я не могу представить другое время дня, в которое природе был бы доступен столь пламенный цвет, больше всего похожий на жгучую лаву…
Но посмотрите: под пологом деревьев залегла сумеречная синева. Она, как облако, готова вырваться на волю и поглотить всю эту яркую, пленительную поляну и находящихся на ней людей: молодых женщин и мужчину, занесшего руку, чтобы расколоть толстый ствол дерева.
В своём дневнике Гоген так описал эту (или очень похожую на неё) сцену:
"Утро. В море, у берега, я вижу пирогу, в пироге — женщина, на берегу мужчина, почти голый, рядом с ним высокая кокосовая пальма…Мужчина изящным и гибким движением поднимает обеими руками тяжелый топор, оставляющий наверху свой синий отблеск на серебристом фоне неба, внизу — свою отметину на мертвом дереве…"
Словно в противовес сумрачному облаку над костром взмывает облако яркое. В нем чувствуется жар пламени и блеск его искр.
Расхаживающие на переднем плане павлины делают картину более насыщенной, придают ей живость, однако в то же время и простоту. Павлинов мы видели и знаем, все же остальное нам неведомо...
Это самая яркая картина в моей жизни: земля, переходящая в своих цветах от ярко-красному к светло-коричневому,а затем зелёному, жёлтые стволы деревьев, увенчанные почти чёрными кронами, пламенеющая лава заката, бронзовые тела людей и чёрный павлин.
Другое название картины – "Matamoe" (в переводе с местного наречия – "смерть")
Объяснение столь странного названия кроется, по словам самого Гогена, в том, что буйство красок на острове и сцены наблюдаемой им жизни в конце-концов убили в нем то, что мы называем цивилизованным человеком.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также: