Найти тему

Поль Гоген. Художник переселяется на Таити...

Поль Гоген. "Пейзаж с павлинами". (1892)
Поль Гоген. "Пейзаж с павлинами". (1892)

В 1889 году Поль Гоген решил отправиться на Таити. Зачем?.. 

Быть может, все дело было в наследственности. Его мать была креолкой и родилась в Перу; там же до семилетнего возраста жил вместе с матерью и Поль...Однако, возможно, Гогена просто привлекала удивительная первобытность таитян, их искренность и неиспорченность. По всей видимости, он хотел найти на острове нетронутую цивилизацией местность... И нашёл ее. 

Это помогло ему сполна раскрыть свой талант – и тайную страсть – к изображению картин в жанре "примитивизм". 

Примитивизм –  направление в искусстве, зародившееся в XIX веке и характеризующееся надуманным упрощением картины, чтобы она больше походила на рисунок первобытного времени.

Прибыв на остров, Гоген увидел, что ошибся: белые поселенцы, поселившиеся там еще в XVII веке, оказались столь же меркантильными, как и жители далёкой Европы. По счастью, коренное население Таитиострова, затерянного в дебрях Французской Полинезии – оказалось другим. В нем-то художник и нашёл ту неискушенность и первобытность взглядов, к которым стремился. Стремясь сбежать от цивилизации, Гоген купил себе маленькую хижину в глухой деревеньке и погрузился в работу.

Буйные краски, которые окружали художника на острове, усилили его стремление к декоративности и обновили искусство мастера. Поначалу новые картины Гогена походили на его прежние, европейские работы. Чересчур холодные, излишне сдержанные, они не могли выразить новые чувства художника.

Гоген стремился к большему, и, чем дольше жил на острове, тем лучше ему это удавалось. Он все больше усложнял композицию своих картин и все усиливал их яркость и красочность. Причиной этому, конечно же, был окружающий Гогена пейзаж, поражающий своим буйством красок...

И первой в ряду новых работ художника  стоит "Пейзаж с павлинами".

Первое своё впечатление от полотна я могу выразить двумя словами: огонь и пространство. 

Для меня картина купается в закатных лучах, ибо я не могу представить другое время дня, в которое природе был бы доступен столь пламенный цвет, больше всего похожий на жгучую лаву…

Но посмотрите: под пологом деревьев залегла сумеречная синева. Она, как облако, готова вырваться на волю и поглотить всю эту яркую, пленительную поляну и находящихся на ней людей: молодых женщин и мужчину, занесшего руку, чтобы расколоть толстый ствол дерева.

В своём дневнике Гоген так описал эту (или очень похожую на неё) сцену:

"Утро. В море, у берега, я вижу пирогу, в пироге — женщина, на берегу мужчина, почти голый, рядом с ним высокая кокосовая пальма…Мужчина изящным и гибким движением поднимает обеими руками тяжелый топор, оставляющий наверху свой синий отблеск на серебристом фоне неба, внизу — свою отметину на мертвом дереве…"

Словно в противовес сумрачному облаку над костром взмывает облако яркое. В нем чувствуется жар пламени и блеск его искр. 

Расхаживающие на переднем плане павлины делают картину более насыщенной, придают ей живость, однако в то же время и простоту.  Павлинов мы видели и знаем, все же остальное нам неведомо...

Это самая яркая картина в моей жизни: земля, переходящая в своих цветах от ярко-красному к светло-коричневому,а затем зелёному, жёлтые стволы деревьев, увенчанные почти чёрными кронами, пламенеющая лава заката, бронзовые тела людей и чёрный павлин.

Другое название картины – "Matamoe" (в переводе с местного наречия – "смерть"

Объяснение столь странного названия кроется, по словам самого Гогена, в том,  что буйство красок на острове и сцены наблюдаемой им жизни в конце-концов убили в нем то, что мы называем цивилизованным человеком.

Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.

Если  же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)

Читайте также:

Поль Гоген. Желтый Христос

Винсент Ван Гог. Люди-"картофелины"