Найти тему
Гербы, флаги, знамена

Флаги национальностей России. Выпуск 11. Аварцы.

Аварцы - кавказский народ, проживающий в Дагестане, Грузии и Азербайджане. Исторический центр аварцев - укрепление Хунзах.

Аварский флаг один из самых красивых и интересных флагов народов Кавказа. Но в то же время, наверное, история этого флага более других нашпигована выдумками и фантазиями.

Грузинский царевич Вахушти Багратиони (сын цара Вахтанга VI, историк и картограф) в 1735 году составил "Карту Иберийского царства и всея Грузии", на этой карте были изображены гербы грузинских провинций или зависимых от Грузии земель: Картли, Кахетии, Имеретии, Одиши, Гурии, Самцхе, Сванетии, Абхазии, Осетии, Ширвана и других. Эта карта до сих пор является едва ли не единственным историческим источником по древней геральдике грузинских земель. Один из гербов на карте принадлежит "лекам Дагестана" (надпись над гербом по-грузински "лекиса дагьистаниса"), что видимо следует связывать с областью Лекети, под которой грузины подразумевали аварские территории Дагестана: на бледно-зеленом полотнище изображен выбегающий из-за гор волк, между передними лапами которого помещено древко флага с навершием.

"Аварское знамя", изображенное на карте Вахушти Багратиони. 1735 г.   Бегущий между гор волк со знаменем в лапах.
"Аварское знамя", изображенное на карте Вахушти Багратиони. 1735 г. Бегущий между гор волк со знаменем в лапах.

В 1979 году описание "дагестанского герба" на карте царевича Вахушти Багратиони было опубликовано Г. Тогошвили в сборнике "Источниковедческие дисциплины". На основе этого описания художники Елена и Тагир Гапуровы в 1992 году и реконструировали "знамя Аварского хана". Инициаторами создания реконструкции знамени были историки Тимур Айтберов и Кайтмаз Паталиев. В описании Тогошвили было указано, что изображены должны быть горы, бегущий волк, держащий в лапах двухвостое знамя. Так художники и изобразили композицию. Рисунок Вахушти Багратиони в начали 1990-х годов не был доступен широкой аудитории (а интернета тогда еще не было и в помине), поэтому реконструкция получилась не совсем похожей на оригинал...

Обложка книги Хайдарбека Геничутлинского "Историко-биографические и исторические очерки" (Махачкала, 1992) и один из рисунков в приложении - Знамя Аварских ханов - реконструкция Е. и Т. Гапуровых.
Обложка книги Хайдарбека Геничутлинского "Историко-биографические и исторические очерки" (Махачкала, 1992) и один из рисунков в приложении - Знамя Аварских ханов - реконструкция Е. и Т. Гапуровых.

В том же 1992 году их рисунки были опубликованы в переизданном труде историка 19 века Хайдарбека Геничутлинского "Историко-биографические и исторические очерки". На обложке работы волк был изображен без знамени в лапах, в в Приложении - со знаменем и над горными вершинами.

Обложка работы М. Исалабдулаева "Мифология народов Кавказа" (Махачкала, 2006 г.).  На штандарте, что волк держит в лапах, уже изображен другой солярный знак - двойная свастика.
Обложка работы М. Исалабдулаева "Мифология народов Кавказа" (Махачкала, 2006 г.). На штандарте, что волк держит в лапах, уже изображен другой солярный знак - двойная свастика.

Похожая реконструкция (но с другим солярным знаком на штандарте в лапах у волка была опубликована в работе Магомеда Исалабдулаева "Мифология народов Кавказа" (Махачкала, 2006).

Реконструкция оказалась удачной и получила популярность в народе. Видимо на это повлияло общее положительное отношение к волку у горцев Кавказа. Смелость волков, слаженная охота стаей вызывали у горцев позитивные эмоции, поэтому волк символизировал храбрость, удаль, а уподобление воина волку считалось похвалой.

Реплики "знамени Аварских ханов" сейчас имеются в музеях Дагестана. Например, в Махачкале выставлен такой тёмно-зеленый флаг, в Хунзахском историко-краеведческом музее "знамя аварских ханов" представляет собой синее полотнище с таким же волком. В том же музее хранится картина "Выезд Умма-Шаха из Хунзаха" (Умма-Шах правил в 1774—1801 годах), в руках у всадника - белое знамя с таким же волком.

"Знамя Аварских ханов" в Хунзахском музее.  (источник фото - живой журнал "Другой Кавказ"  drugojkavkaz.livejournal.com)
"Знамя Аварских ханов" в Хунзахском музее. (источник фото - живой журнал "Другой Кавказ" drugojkavkaz.livejournal.com)

Пусть "знамя Аварских ханов" и было реконструировано "по описанию", но сейчас выполненные на его основе аварские флаги уже вполне воспринимаются как устоявшийся национальный символ. Аварские общины повсеместно используют флаги с бегущим волком, при этом цвет флагов может быть самым различным: красным, черным, синим, зеленым... Волк иногда смотрит на полумесяц, а иногда четко виден круглый диск луны, в некоторых случаях луну сопровождают звёздочки, а иногда под луной заметны заснеженные вершины гор.

Различные варианты аварского флага.
Различные варианты аварского флага.

В этом разнообразии сложно выделить наиболее часто употребляемый вариант дизайна. На наш взгляд это все же красный флаг. Именно такой гигантский флаг был пронесен по улицам при праздновании 90-летия Хунзахского района Дагестана.

Различные варианты солярных знаков на современных аварских флагах.
Различные варианты солярных знаков на современных аварских флагах.

На флаге волк держит штандарт с солярным знаком. В реконструкции 1992 года это был так называемый "севердиро". Позже появился другой знак в виде двойной свастики с закругленными концами.

Как и положено, аварский флаг уже "оброс" различными околонаучными легендами, которые, как правило, не имеют никакой связи с действительностью. Например, иногда утверждается, что флаги с таким изображением аварские ханы использовали в разных цветах: во время войны - чёрные, в мирное время - красные. Также утверждается, что именно такие аварские флаги были захвачены русскими войсками в битве у реке Иори в 1800 году. Оба утверждения, фантазии. В сражении на Иори действительно были захвачены знамёна и значки дагестанцев, но ни одного флага с изображением волка среди них не было.

* * *

Источники - "Аварский медиа-портал" (статьи Патимат Тахнаевой и Шахбана Хапизова), фрагменты фотографий из социальных сетей.