Найти в Дзене
Основной аэродром

От 1930-х до 1980-х: как менялись авиалайнеры и стюардессы

Оглавление
А вот прошла вся в синем стюардесса как принцесса —
Надёжная, как весь гражданский флот.
В. Высоцкий

Стюардесса — первый человек, встречающий пассажира на борту самолёта. Всегда одеты с иголочки и приветливо улыбаются. Кстати, об одежде. Униформа постоянно менялась, как и сами самолёты. Мне стало интересно — насколько мода своего времени влияла на форменную одежду стюардесс? Для ответа на этот вопрос я отобрал 7 фотографий стюардесс разных десятилетий XX века и пригласил Ольгу Кипренскую, автора канала Кипренская Style, помочь мне и всем читателям разобраться.

Первая в мире стюардесса на борту самолёта — Эллен Чёрч. Фото: Public domain
Первая в мире стюардесса на борту самолёта — Эллен Чёрч. Фото: Public domain

1930-е

Начну с первой стюардессы в Европе. В 1934 году национальный авиаперевозчик Швейцарии — Swissair — предоставили своим пассажирам новую услугу. Теперь во время (и перед) полёта их комфорт обеспечивала стюардесса, подавая им напитки. Впервые новшество появилось на рейсе Цюрих — Берлин. Звали первую стюардессу Европы Нелли Дейнер. На этом маршруте у Swissair работал биплан Curtiss AT-32C Condor II с б/н CH-170, произведённый в США по заказу швейцарской авиакомпании. Как раз на фоне него и сфотографирована Нелли Дейнер.

Комментарий Ольги:
Возможно, тот факт, что Нелли была первой стюардессой и повлиял на её униформу. Она не характерна для моды 30-40-х годов, и представляет собой немного видоизмененный мужской костюм с широкими юбкой-брюками и двубортным жакетом с накладными карманами.

В США же в 1930-х годах одним из лидеров рынка воздушных перевозок была авиакомпания Transcontinental & Western Air (позже переименованная в Trans World Airlines). И в состав её флота, конечно же, входили классические авиалайнеры Золотого века авиации — Douglas DC-3. Со слоганом "The Transcontinental Line" (в переводе с английского — «Трансконтинентальная линия») летало 8 DC-3 в дневной версии и 10 «ночников». Выделялись и стюардессы TWA — своей белоснежной формой.

Комментарий Ольги:
Характерная для конца 30-х, начала 40-х мода: приталенные жакеты с чуть расширенными плечами и двумя рядами пуговиц, юбка-клёш. Примечательно, что обувь не регламентирована, у всех девушек разные туфельки.

1940-е

У Канады был свой флагманский авиаперевозчик — Trans-Canada Air Lines. Интересно, что компания носила 2 названия по причине двуязычности страны кленового листа. На английском использовалась аббревиатура TCA, а на французском языке — Air Canada. Это продолжалось до 1965 года, когда было принято единое, известное нам и сегодня наименование — Air Canada. Но вернёмся в 1946 год. Одним из основных пассажирских самолётов Trans-Canad Air Lines в это время был 14-местный Lockheed Model 18 Lodestar. Представлял собой удлинённую на 1,68 метров версию успешного Lockheed Model 14 Super Electra.

Комментарий Ольги:
40-е по форме очень интересные. Это расширенная линия плеч, туфельки постепенно заменяют на фирменные ботиночки, а форма начинает напоминать военные френчи. Юбка, хоть и не стала полностью прямой, но заметно сузилась. И это ещё и пышно взбитые локоны, яркий макияж губ, маникюр, модно оформленные брови и кокетство.

1950-е

Это десятилетие для меня очень тесно ассоциируется с авиакомпанией Scandinavian Airlines System или просто SAS. Мультинациональная компания, объединившая авиасообщение Скандинавии —  Дании, Швеции и Норвегии, была образована всего лишь через год после Второй мировой войны. А уже в 1954 году стала первой в мире летать из Европы в США через Северный полюс. SAS широко рекламировалась за рубежом. Во время репетиции ток-шоу "Talk of the Town" («О чём говорит город») в Лондоне и была сделана данная фотография. На заднем фоне стоит модель турбореактивного лайнера Sud Aviation SE 210 Caravelle французского производства. Скандинавы стали первым зарубежным эксплуатантом «Каравеллы», получив первые самолёты в 1957 году.

Комментарий Ольги:
А вот в 50-е была самая скучная форма. Имхо. Ни тебе миловидности 30-х, ни задорности 40-х. Прямая юбка ниже колен, строгий жакет, головной убор, напоминающий военную фуражку. Да и в целом форма очень напоминает военную. А вот эта плейбоистая миниатюрность на статистке, которую рассматривает стюардесса, это форма будущего. Ну, как её видели в 1959 году. Форму в обиход так и не ввели, к вящему разочарованию сильной половины человечества.

1960-е

Все слышали об Air France – одном из мировых флагманов авиационных перевозок. Но с 1954 по 1997 годы во Франции активно летали самолёты ещё одной авиакомпании. Я говорю об Air Inter. Созданная при поддержке государства с участием частного капитала и банков, компания ставила перед собой цель, прежде всего, обеспечить внутренние рейсы по доступной цене. Произошло разделение сфер деятельности. Air France брала на себя все международные маршруты, а Air Inter помогала покрыть региональные. В составе воздушного флота компании естественно были и авиалайнеры местного производства. Как раз на фоне Sud Aviation Caravelle и сделан этот снимок стюардессы Air Inter. Самолёт легко определяется по оригинальному техническому решению — пассажирскому трапу, опускаемому на аэродроме из нижней задней части фюзеляжа.

Комментарий Ольги:
Карточка — прелесть! Это 1969 год, дизайнер Жак Эстерель (Jaсques Esterel), Франция. Просто квинтэссенция моды 60-х. Яркий цвет, длина мини, трапецевидный силуэт, контрастные детали.

1970-е

В 1967 году флот швейцарской авиакомпании Swissair пополнился новенькими ближнемагистральными лайнерами McDonnell Douglas DC-9-32 американского производства. В этой версии на борту могло разместиться до 115 пассажиров. Впервые Swissair стала стартовым эксплуатантом нового самолёта. Всего же под флагом компании будет летать 22 таких авиалайнера. Последние из них «вышли на пенсию» в 1988 году. Один из самолётов до сих пор эксплуатируется в качестве грузового. Именно на фоне McDonnell Douglas DC-9-32 и сделана эта фотография.

Комментарий Ольги:
В начале 70-х в форменной одежде еще царили 60-е. Что, в принципе, логично: форма и регламентированная одежда изменяются медленнее, да и переход между десятилетиями скорее условный, мода меняется постепенно. В целом форма 70-х становится более строгой, силуэт более прилегающим, появляются шейные платки.

1980-е

Я начал со Swissair, ей же и закончу. С широким распространением реактивной гражданской авиацией стали широко практиковаться рекламные и не очень фотографии стюардесс в/на реактивных двигателях. Не обошлось и без швейцарцев. Выбрали для этого реактивный широкофюзеляжный авиалайнер Airbus A310-221. Считается одним из двух самых маленьких широкофюзеляжников в мире (второй — Boeing 767-200). Забавно посмотреть — как изменился размер двигателя по сравнению с предыдущим десятилетием. Swissair же получила свои первые Airbus A310 в 1983 году, наряду с немецкой Lufthansa.

Комментарий Ольги:
Не люблю я модные 80-е (можете бросать в меня тапки). Безумные начёсы, яркий макияж, мешковатые силуэты и огромные накладные плечи – и на земле и в небесах царила одна атмосфера.

Вообще, о форме стюардесс можно говорить почти бесконечно. Если хотите посмотреть более детальный разбор, то приглашаю на канал к Ольге. И надеюсь, что вам понравился такой смешанный формат и факты из статьи.

Вторую часть рассказа читайте здесь: “Аэрофлот”. Как менялась форма советских стюардесс

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com