Разработка и ведение сайта - всегда не просто, что уж говорить, если еще и заказчик довольно специфичный. Ведь рано или поздно в разговоре о проекте может проскочить фраза "А что, за это надо платить?" или "Я думал, вы бесплатно сделаете".
По работе мы довольно часто общаемся с заказчиками, и за все время сотрудничества у нас накопилось немало историй из серии «Нарочно не придумаешь».
Мы подобрали ТОП ситуаций, с которыми сталкивались во время разработки сайта или продвижения ресурса.
Внимание! Все совпадения не случайны: персонажи имеют реальных прототипов, а над некоторыми ситуациями мы рыдаем до сих пор.
Почта для красоты
Сайт, который будет предлагать свои услуги по всей Москве, а что-то даже реализовано на некоторых объектах столицы. Предлагаемые услуги очень востребованы и популярны, ведь они помогают увеличить объем продаж.
В работе над сайтом мы не просто старались, впрочем, как всегда. Мы хотели сделать так, чтобы сайт работал даже с минимальным вложением бюджета, поэтому проверяли каждый телефон и электронный адрес.
Но выяснилось, что электронный адрес, который был указан на сайте около года – чистая фантазия, а почты у сайта никогда не было. Ах да, забыли упомянуть, что сайт работал и даже крутил рекламу. Заказчик долго не мог понять, почему на его рабочую почту, которую он не указывал на сайте, не приходили заявки.
Мораль: проверяйте все детали, не отходя от кассы: уточняйте у заказчика, работает ли телефон и существует ли почта. Иначе потом во всех, даже в самых страшных бедах, будете виноваты только вы.
За это тоже надо платить?
Вели один довольно специфичный проект. Писали в блог, оптимизировали страницы, то есть все по правилам. Позже заказчик заказал видео.
Мы сняли с ним интервью, кстати, очень сложное, потом долго монтировали материал, чтобы сохранить смысл и выделить в фильме определенные моменты. И вот, ролик готов. Мы показываем отрывок, который очень понравился заказчику, а потом выставляем счет. И вот тут неожиданно: заказчик не просто отказывается платить, он искренне не понимает, почему вдруг оплата, ведь мы так заразились его идеей, и он думал, что все будет сделано исключительно на реактивной тяге энтузиазма.
Мораль: оговаривайте все моменты с заказчиком на берегу, до начала проекта, и большое внимание уделяйте вопросам оплаты. Ведь вы же не энтузиазмом будете оплачивать свои счета, не так ли?
Я сам
Самостоятельные заказчики встречаются, пожалуй, чаще остальных. Они всегда знают, как лучше, и точно уверены, что исполнитель сделает не так и не то.
- Директолог по ощущениям
Реклама – это всегда непросто, особенно без систем аналитики. Ведь мало просто настроить объявления и дать ссылку на сайт. Нужно еще и постоянно анализировать трафик, чтобы понять, какой клиент откуда пришел.
Заказчик, у которого мы вели рекламу, отказывался подключать системы аналитики на сайт, и ежемесячно мы от него получали фантастические сводки его ощущений и догадок о том, по какому ключу, с какого объявления сколько пришло людей. И на основе именно этих данных проводилась корректировка кампании и другие работы.
- Я пишу лучше
Все знают это желание сэкономить, да и что там маркетолог может знать про одежду. Поэтому заказчик выразил желание самостоятельно заниматься контент-маркетингом. Но, как показала практика, текст был не только не читаемым, но и не уникальным, поэтому он легко мог загубить все последние достижения.
Мы одержали победу, потому что подробно рассказали, как контент влияет на сайт, и почему лучше доверять это профессионалам.
Мораль: отстаивайте свою точку зрения. Да, заказчик знает лучше все тонкости и особенности своего бизнеса, а вы лучше знаете, как его продвигать. Поэтому не соглашайтесь со всеми его предложениями, а выбирайте правильную тактику, которая пойдет на пользу бизнесу. Ведь именно у вас есть опыт продвижения и разработки сайтов.
Кому надо – тот поймет
Сайт – создается не для заказчика, а для конечного потребителя, и тут есть масса тонкостей и особенностей, которые нужно учесть при разработке.
Разработка сайта для компании, занимающейся автоэкспертизой и урегулированием страховых случаев: оценка повреждений, проверка качества ремонта, подача документов в страховую, в общем все, что может потребоваться современному автомобилисту. Ресурс делали под четким руководством заказчика: куда поставить кнопку, что на ней написать, каким цветом ее сделать. Поэтому в конечном итоге получился совсем непонятный продукт. На все наши вопросы у заказчика был один ответ: кому нужно, тот поймет и разберется. А остальным, значит, не нужно. К – клиентоориентированнось.
Мораль: не нужно идти на поводу у заказчиков, особенно если сайт из понятного и простого превращается в сложный и нелогичный. Ведь, в конце концов, сайт обязан нравиться не заказчику, а потребителю!
В заключении
На самом деле, баек и почти невероятных историй много. Каждый проект по-своему уникален и оригинален, что уж говорить о заказчиках все что вы можете – относиться к подобным ситуациям с долей юмора, при этом не забывая о профессионализме.