Десятый полнометражный фильм Хаяо Миядзаки. На данный момент это его предпоследняя работа.аяо Миядзаки
Сюжет закручивается очень быстро. Очень любопытная рыбка, живущая в домике своего очень странного отца, решает отправиться изучать окружающий мир. И в чем-то мир оказывается прекрасным, а в чем-то очень даже опасен. В результате пятилетний мальчик Сооске спасает жизнь этой рыбке и называет его именем Поньо. А дальше их ждёт целый мир приключений с возвращением домой и новым побегом.
Поньо – это звукоподражание. Как «тик-так» или «хлюп-хлюп». Миядзаки слышит этот звук, когда дотрагивается до чего-нибудь мягкого.
С первой же минуты фильма Миядзаки начинает сыпать цитатами. Первая сцена фильма – это отсылка к Космической Одиссеи Кубрика. У Кубрика есть сцена, когда в бескрайнем просторе космоса кружатся звездолёты. У Миядзаки в таком же бескрайнем просторе океана, кружатся рыбы и медузы. И тут же спрятана вторая отсылка. У Кубрика танец кораблей происходит под Вагнера. Для Миядзаки музыку ко многим фильмам писал Дзё Хисаиси, но даже в его треке звучит сильное влияние Вагнера. А для тех, кто ещё не догадался Миядзаки оставляет подсказку. Имя, которым называют рыбку Поньо её отец – Брунгильда. Именно так зовут вагнеровскую валькирию. Сам же саундтрек фильма получил многочисленные награды.
Сам же сюжет испытал влияние Русалочки Ханса Кристиана Андерсона. По сути, тоже история о рыбке, которая хочет стать человеком. Там и тут есть отец морской царь, множество сестёр. В обоих произведениях ключевым моментом для героини является всплытие на поверхность море и вид солнца. Поцелуй должен сделать из Русалочки человека, и именно поцелуй делает из рыбки Поньо человека.
Миядзаки известен своими феминистическими взглядами. И это тоже отражается в фильме. Особенно хорошо заметен контраст на родителях Поньо и Сооске. Мама Сооске работает в доме престарелых и ухаживает за бабушками. Она очень умело и лихо водит машину, может быстренько завести домашний генератор электричества, на случай если произошла авария в сети. Во многом это связано с работой отца Сооске. Он работает капитаном на корабле рыболовецкого судна. Соответственно дома бывает крайне редко. Большую часть фильма он пытается спастись от урагана, в то время как его жена от него успешно спасается сама, спасает Сооске и Поньо, и заодно весь дом престарелых.
Родители Поньо тоже явный контраст. Её отец колдун. Он очень строг и эмоционален. Мизантроп. Мать, напротив, очень мудра и спокойна. И очень-очень могущественная богиня.
Тут отдельно стоит упомянуть об экологии, ещё одном краеугольном камне в творчестве Миядзаке. Вся история во многом начинается из-за того, что люди замусорили воды океана. Да и главная мотивация в действиях отца Поньо – это борьба с человеческим загрязнением. Хотя и немного радикальными методами.
Самый же главный мотив фильма — это детство. О том как прекрасно быть ребенком, и прекрасно, когда у тебя есть такое детство. Детство — это неуёмная энергия, которая может резко иссякнуть и превратиться в глубокий сон. Детство — это любознательность, когда хочется все увидеть, узнать и даже попробовать на вкус. Детство — это мечты, ведь именно мечты позволяют сесть в игрушечный катер и отправиться спасать тех, кому нужна помощь. Детство – это дружба, когда для крепкой дружбы достаточно просто утащить у будущего друга кусок ветчины. И согласно уже немолодому Миядзаке такое детство должно заражать окружающих своей силой, ведь даже те бабушки, которые просидели весь фильм в креслах.