Найти тему
Журнал не о платьях

Историк моды Александр Васильев: "Конформизм и мимикрия -- моя идеология"

Саша в юности. Источник фото:  stuki-druki.com
Саша в юности. Источник фото: stuki-druki.com

«Жур де Франс» и научный коммунизм

Мои родители никогда не были членами партии. Наша семья коммунистической кляксой своей биографии не запятнала. Я здесь чист. У нас дома никогда не было ни единой книги Ленина, ни одного его портрета. Я помню, в институте у нас был преподаватель по истории КПСС. Как-то он вызвал меня. Я запнулся и не знал, что сказать. И он спросил меня: «Что же вы, Васильев? У вас что, дома нет собрания сочинений Ленина?» И я ответил: «Тургенев есть, Чехов есть, Толстой тоже. А Ленина, простите, нет!» И я был очень этим горд. Потому что действительно не считаю его ни великим политическим деятелем, ни большим писателем. И зачем тогда мне было дурить свою голову всякой ерундой?

Но зато я на пятерку сдал научный коммунизм. На пятом курсе института у нас были госэкзамены. Я уже тогда был оппортунистом. Очень хотел уехать во Францию. У меня было много друзей из этой страны. И они привозили мне французские журналы. В том числе и тот, которого сейчас уже не существует, «Жур де Франс».

Источник фото:  m.famousfix.com
Источник фото: m.famousfix.com

Типа «Огонька», но на очень хорошей бумаге. В нем рассказывалось о моде, об интерьерах, о машинах, печатались интервью со звездами – Аленом Делоном, Анни Жирардо, Мирей Дарк. Это был журнал про красивую жизнь, и я хотел попасть в эту жизнь. И понимал, что желаю этого не только я, но и вся наша экзаменационная комиссия по научному коммунизму. Поэтому, придя туда, я выдал каждому из них по два журнальчика. И сказал: «Посмотрите, пока вы принимаете!» И вместо того, чтобы слушать студентов, экзаменаторы стали судорожно листать запрещенные к продаже журналы и облизываться.

Мне выпал билет «Работа Энгельса «Принципы коммунизма». Естественно, я не читал ее. Даже и сейчас не могу вам сказать, толстая ли эта книга или тонкая брошюрка. Я только знал, что написал ее Энгельс и называется она «Принципы коммунизма». Но я получил на экзамене «пять». Пришел и сказал следующую фразу: «Выдающееся произведение марксистско-ленинской идейной эстетики книга «Принципы коммунизма» была написана выдающимся идеологом марксистско-ленинского учения Фридрихом Энгельсом». Мне сказали: «Правильно!» -- «В этой уникальной книге один из основателей марксизма-ленинизма Фридрих Энгельс изложил принципы коммунизма». Мне опять поддакнули: «Правильно! А какие принципы он изложил?» Я говорю: «В своей уникальной книге Фридрих Энгельс, которую он очень мудро назвал «Принципы коммунизма», он изложил ВСЕ принципы коммунизма». Тогда меня спросили: «А какие КОНКРЕТНО принципы коммунизма изложил Фридрих Энгельс?» Тогда я начал сначала: «В своей уникальной, основополагающей книге марксистско-ленинской эстетики Фридриха Энгельса «Принципы коммунизма» автор верно изложил все принципы коммунизма от первого до самого последнего». Мне сказали: «Идите, пять!» Придраться было нельзя.

Источник фото: coollib.com
Источник фото: coollib.com

Тогда все держалось на демагогии. И не удивительно, что все преподаватели научного атеизма после перестройки стали читать историю религии. Значит, они не верили в то, что говорили. Человек, который идет против течения, должен был бы сказать: «Я все равно верю в торжество марксистско-ленинских идей и атеизм!» Но вместо этого все большевики пошли в церковь креститься. Помню, как Ельцин не знал, как нужно креститься – справа налево или наоборот. Большевики никогда этого не знали. Все их поступки были политической профанацией. В том числе и их религиозность, которая сейчас дошла до исступления. Они все вдруг стали верующими христианами! Только у каждого из них есть по молодой любовнице (не прелюбодействуй!), по счету в швейцарском банке (не стяжай!) и т. д. Короче, все коммунистические идеи были придуманы для обдуривания масс.

Я человек приземленный

Хочу прожить свою жизнь так, чтобы не навредить другим, сделать приятное себе и окружающим и оставить свой след. Если бы я увлекался всеми этими идиотскими учениями, то не стал бы тем, кто я есть. Не изучил бы историю моды, не путешествовал бы по стольким странам, не собрал бы своей коллекции костюмов и т. д.

Конформизм – моя идеология. Скорее, даже мимикрия – желание скрыться. Я думал: «Пускай они не обращают на меня внимания. Так буду целее!» Меня родители все время учили: «Не выступай!» Я старался так и делать. Никогда не хотел привлечь к себе взгляды. Но смог? Моя популярность пришла благодаря другим вещам: в частности, моему творческому дару...

Записала Наталья Южина

(c) "Лилит"