Найти тему

Стоит ли учить психологии семейной жизни школьников и как учили этике в СССР?

Первый зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова выдвинула предложение внедрить в школы курс этики и психологии семейной жизни.

В свете громкого скандала, которым сопровождался последний звонок в школе №74 Владивостока данное предложение прозвучало весьма актуальным: ученики выпускного класса устроили «день непослушания». Несколько юношей устроили фотосессию в стиле БДСМ, а одна из учениц нарядилась в форму сотрудницы полиции. Директор школы написала заявление об увольнении. Представители полиции заявили, что незаконное ношение форменной одежды чревато административным наказанием. В Минпросвещения РФ напомнили о «повышенной роли воспитательного процесса».

Что это: распущенность и вседозволенность или упущение системы образования? Почему подобные выходки не позволила бы себе советская молодежь? Возможно, действительно, в современные школы необходимо вернуть предмет психологии семейной жизни, который прививал бы молодежи правильные ценности?

Куратор24 обратился к экспертам, с просьбой рассказать о том, как происходило обучение по данной дисциплине в Советском Союзе. Какие сильные стороны прошлого опыта стоило бы воспроизвести в реалиях сегодняшнего времени, а где сделать поправки на изменившийся ритм жизни? 

Педагог-психолог, арт-терапевт, исполнительный директор Центра Научной Психологии «Технологии Идеала» Любовь Быкова рассказала редакции Куратор24 о том, как учили этике в СССР:

«В 80-годы была создана учебная программа «Этика и психология семейной жизни». В последующие 10 лет эту дисциплину преподавали в старших классах. Изначально предмет «Этика и психология семейной жизни» включал в себя пять разделов:

  • семья и общество,
  • любовь и брак,
  • гармония семейных отношений,
  • мать и отец в жизни ребёнка,
  • дети – наше будущее.

В таком виде программа получила множество положительных оценок от педагогов. 

Но у нее был существенный недостаток: она не могла формировать полноценное представление о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, поскольку отсутствовал блок про интимные отношения.

Поэтому программу решили дополнить разделом «Гигиеническое и половое воспитание». Этот раздел вызвал сопротивление со стороны учителей, они были не готовы рассказывать старшеклассникам о сексе. Многие педагоги посчитали, что это приведет к распущенности поколения.

В отдельных школах пробовали вести занятия по полной программе, но большинство учебных заведений просто проигнорировали нововведение». Внедрению и распространению программы могли бы помочь психологи, но на тот момент они были далеко не в каждой школе. Отказавшись от идеи внедрения этого предмета, государство сделало необдуманный шаг, лишившись возможности задавать для молодежи нравственные рамки семейных отношений, убеждена специалист:

«В 80-е запрет на секс сменился сексуальной революцией: широким распространением порно видео, журналов с «голыми» фото, которые стали новым источником сексуального образования для молодых людей. В тяжелые 90-е у людей стало меньше возможностей для организации семейного досуга, государство не заботилось о развитии социальной сферы, поэтому каждый стал сам решать, как проводить свое время.

В этот кризисный период «свободы» молодое поколение начало воспринимать секс, как способ получить удовольствие, а не как часть семейных отношений».

Говоря о современных проблемах, Любовь Быкова особо подчеркнула, что молодое поколение черпает информацию о семейных взаимоотношениях в интернете.

«Да, при помощи современных технологий можно быстро разобраться с процессом интимных отношений, но это не способствует формированию правильного представления о семье, нравственных ценностей у подрастающего поколения. Напротив, мы наблюдаем легкое отношение к близости, частую смену партнеров, рост венерических заболеваний, безответственное отношение к рождению детей. Современное поколение, или как сейчас его называют поколение Z, часто не видит и не понимает, в чем ценность семьи.

Это подтверждает статистика. По данным Росстата, число зарегистрированных браков в 2018 году на тысячу жителей России составило 6,2 — это минимальный уровень с начала века. Число зарегистрированных разводов по итогам 2018 года составило 584 тыс., то есть 4 развода на 1000 населения.

Нашим детям действительно не хватает сексуального образования в контексте семейных взаимоотношений. Можно сказать, что в России оно вообще отсутствует, если сравнивать с зарубежными школами. 

Программа «Этика и психология семейной жизни» или другая подобная программа позволит научить молодых людей желаемым моделям поведения между мужчиной и женщиной для выстраивания крепких взаимоотношений в семье, основанных на взаимном уважении. Важно объяснять подросткам, что такое гармоничная семья, любовь и влюбленность, супружество и брак, здоровые сексуальные отношения, материнство, воспитание детей. Это поможет учащимся разобраться и хорошо осознать высокое значение семьи в жизни человека и общества». 

Важным аспектом является и участие семьи в формировании гендерных убеждений. Очень часто говорят, что воспитанием семейных ценностей должны заниматься родители, и это верное мнение. Семья играет огромную роль в формировании нравственных ценностей ребенка. Но не все подростки знакомы с нормами семейных взаимоотношений: у кого-то в семье между родителями слабо развиты супружеские коммуникации, либо родители находятся в разводе, есть дети сироты и др., отметила эксперт:

«На данном этапе развития нашей страны наблюдаются изменения в обществе, подтверждающие переход от семьи, где в центре внимания дети, к семье, в которой отношения между супругами более значимы. 

Но не стоит преувеличивать развитие ценностей супружества, поскольку парам приходится вынужденно подстраиваться к макроэкономическим условиям. Основное внимание родителей направлено на заработок средств для существования, у них не остается сил и времени на выбор стиля жизни, личной и профессиональной реализации.

Сегодня это массовая психопатология среди мужчин и женщин, когда желаемая личностная идентичность остается нереализованной. Таким образом дети часто сталкиваются с отрицательным примером (паттерном поведения), где на первое место выходит необходимость обеспечить свои денежные потребности, а об этике супруги думают только если на это остается время.

Поэтому формирование правильных внутрисемейных отношений среди молодого поколения, с целью закрепления желаемых паттернов поведения между мужем и женой, возможно только при публичной дискуссии гендерных убеждений.

Эффективно и безболезненно сформировать правильное понимание института семьи и сексуальных отношений между супругами возможно при внедрении учебных программ в школьный образовательный процесс, используя практический опыт европейских государств», - заключила педагог-психолог.

Чупров Леонид Федорович, кандидат психологических наук, профессор Российской академии естествознания (РАЕ), The Full Member of the European Academy of Natural History, главный редактор научных журналов «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» и «PEM: Psychology. Educology. Medicine» считает возврат к курсу «Психология и этика семейной жизни» очередной пляской на граблях.

«Начну с парафраза известного классического выражения: «Один депутат может выдвинуть такое предложение, что тысяча философов-этиков и психологов-теоретиков не смогут его реализовать.

Сегодня время корпоративных этик. Каждая социальная группа исповедует свою мораль.

Учить детей семейной жизни можно было бы, если сразу получив аттестат зрелости, выпускники школ шли заключать брак в ЗАГС. А так это не к месту и ни ко времени.

Ошибка всяких инициаторов реформ в содержании школьного образования в том, что они слепо верят, что то, что учащиеся узнали в стенах школы, вошло в их плоть и кровь. Но это не так. Материал школьной программы без подкрепления быстро забывается. Если бы это было бы не так, то региональный министр образования и науки не приписала бы «Горе от ума» Радищеву, а сенатор от этого же региона легко нашла то, что представляет на географической карте. И это правило действует не только по отношению к школьной программе. К вузовской тоже.Закончил, не начал работать по специальности, прошло 3-5 лет и можно забыть о наличии образования по данной специальности.

Вся беда в том, что все, что дают в школе (и в вузе тоже) воспринимается как бесцельно потраченное время.Кандидаты педнаук не помнили школьного курса химии, а сдавшие научный атеизм - становились адептами тоталитарных сект. Что уж там говорить про школьников.

Далеко не последний момент, вызывающий сомнения, кто будет вести этот курс в школе. Школьные психологи? Так они не преподаватели, да и далеко не в каждой школе. К тому же место психологии в школе, вроде как бы занято. Было обсуждение в «Психологической газете», что врачи-психиатры разработали уже учебники чуть ли не на каждый год обучения. Правда, никто не видел их титанического труда, но обсуждение было жаркое. Решили, что вести занятия будут те, что сейчас специализируются на преподавании ОБЖ».