В Госдуме предложили запретить эксплуатировать старые автомобили. С таким предложением обратились парламентарии в Минпромторг и Минтранс. Обсуждения подобной инициативы ведутся с 2013 года. На данный момент принят закон, запрещающий перевозку детей автобусами старше 10 лет. Решения относительно коммерческого и частного транспорта по-прежнему находятся в стадии разработки.
Редакция Куратор24 обратилась к экспертному сообществу с просьбой прокомментировать данное предложение. Имеет ли оно право на жизнь? О каких конкретно машинах идет речь? Что будет, если его примут?
Михаил Якимов, доктор технических наук, профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта убежден, что любые запретительные меры просты и эффективны. Однако они ограничивают свободу граждан и свободу предпринимательства. И прежде чем их вводить, нужно четко сформулировать основную цель нововведений:
«Могут быть две цели, две функции. Первая — сохранение общей конструктивной безопасности транспортных средств на высоком уровне за счет снижения среднего возраста эксплуатируемых автомобилей. Втораявозможная цель — стимулирование развития отрасли через потребление, покупку новых авто.
Реализация первой функции — контроля техсостояния с точки зрения безопасности транспортных средств — возложена на институт государственного технического осмотра автомобилей. Да, этот институт не очень качественно работает и периодически возникают идеи о передаче контроля из одного ведомства в другое. И возникает соблазн издания нового запретительного закона, которое одновременно решает и задачу проведения технического осмотра».
Однако надо учитывать, что парк автомобилей не такой уж и старый, в отличие от речного транспорта, как грузового, так и пассажирского. Аналогично и железнодорожный транспорт,отметил эксперт:
«Если быть последовательным, то этот закон должен относится к любым транспортным средствам, однако это трудновыполнимо в нынешней экономической ситуации.
Что касается стимулирования производства новых автомобилей, то во всем мире для этого используются не запретительные, а стимулирующие меры, например, через налоговые льготы».
Сергей Скнарин, исполнительный директор МониторингАвто считает, что законопроект ожидает большое количество обсуждений и доработок:
Максим Рязанов, технический директор компании Fresh Auto отмечает, что в первую очередь следует обращать внимание, скорее, не на год постройки автомобиля, а на системы, которые отвечают за экологическую чистоту. Ведь многие владельцы, приобретая свежие автомобили, удаляют катализаторы, сажевые фильтры, и уже ни о какой заботе об экологии речи и быть не может:
«Почему они так делают? Обслуживание обходится достаточно дорого, их проще удалить нежели оплачивать обслуживание. А заодно и прибавить мощности транспортному средству. Запретить водить старые машины – вопрос глубокий. Если проанализировать российский автопарк, то, скорее всего, огромное количество автомобилей попадет под категорию «старых». И подобным запретом мы просто-напросто создадим серьезные проблемы для многих россиян. Поэтому целесообразно задуматься о разработке, к примеру, гос. программ или законопроектов, которые будут подразумевать введение газоанализаторов и другого необходимого оборудования при прохождении того же ТО (именно серьёзного контролируемого ТО), выгодные условия утилизации или компенсационные выплаты за соблюдение всех эконорм. Стоит учесть, что подобный проект будет длительным, потому что необходим глубокий и детальный анализ авторынка и разных социальных групп. В идеале, ещё развивать заводы по утилизации автомобилей. Свежие машины могут наносить такой же вред, а может и даже больший, чем старые. Всё дело в обслуживании, эксплуатации».
В пресс-службе ГК "АвтоСпецЦентр" отметили, что на сегодняшний день средний возраст иномарок в России составляет 9 лет, а авто отечественного производства – 14 лет. Менять автомобиль целесообразно через 3-5 лет после приобретения (заводская гарантия некоторых производителей составляет 5 лет). Но такой обмен скорее выгоден производителю, а не владельцу авто, так как на продаже автомобиля выиграет завод-изготовитель, официальный поставщик, дилер, сервис и другие обслуживающие организации:
«Однако определенная логика все же прослеживается: согласно исследованию PwC, после трех лет использования автомобиль теряет 28%-49% от первоначальной стоимости.Поэтому продажа транспортного средства после 5-7 лет использования становится довольно невыгодной для владельца
Не существует точно определенного периода, через который обязательно стоит утилизировать транспортное средство.
Основную роль играют скорее не годы, а техническое состояние транспортного средства. Фактор опасности или безопасности в первую очередь зависит от водителя, его навыков вождения и добросовестности. Регулярное прохождение ТО, соблюдение ПДД и оформление страховки позволят избежать аварий и ДТП, невзирая на возраст автомобиля».