Найти тему
АРХЕОСТАН

Клады эпохи бронзы на территории Башкирии

В Башкирии на сегодняшний день известно свыше двух десятков кладов различных эпох, содержание которых не всегда может показаться ценным современному человеку. Возьмем, к примеру, эпоху бронзы. На территории Башкирии в разные годы было обнаружено пять кладов этого времени. Ни о каких монетах, золоте и драгоценных камнях тут говорить не приходится. Главной ценностью этих кладов, преимущественно, были орудия труда.

Весной 1872 г. близ с. Миловка (Уфимский район) в размытом береге ручья были найдены бронзовые вещи, лежавшие, по словам нашедших, все в одном месте. Клад включал в себя шесть серпов с кольцами для насадки на рукоять, топор и долото. Информация о находке была передана историку-краеведу, археологу Руфу Гавриловичу Игнатьеву, который в 1873 г. описал клад в своей статье, посвященной древностям Уфимской губернии. Вполне возможно, что часть находок была обнаружена раньше и в руки Р.Г. Игнатьева не попала. По крайней мере, он сообщал, что по сведениям местных жителей за несколько лет до обнаружения клада миловский крестьянин в том же месте обнаружил медную косу, которую затем выбросил в озеро. Исследователями позднее высказывалась версия, что находки происходят из разрушенного погребения.

Сегодня Миловский клад связывают с носителями срубной археологической культуры. В свое время Руф Гаврилович, конечно, историко-культурную принадлежность установить не мог, но, тем не менее, сделал правильный вывод о том, что клад относится именно к эпохе бронзы.

Керамические сосуды, изделия из металла, кости и камня срубной археологической культуры. Фото: Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области
Керамические сосуды, изделия из металла, кости и камня срубной археологической культуры. Фото: Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области

В 1945 г. при проведении земляных работ на берегу р. Белой близ шихана Куштау (Ишимбайский район) были найдены бронзовые изделия, лежавшие на глубине 1,6 м от современной поверхности. О находках было сообщено в Краеведческий музей БАССР (ныне – Национальный музей РБ) археологу Рауфу Бареевичу Ахмерову.

Куштауский клад состоял из семи предметов: наконечник копья с листовидным пером, наконечник дротика с ромбовидным пером, наконечник гарпуна с длинным выступающим зубцом, долото, фрагмент двулезвийного ножа, бронзовый предмет, похожий на заготовку для орудия и шило.

Иллюстрация из статьи Р.Б. Ахмерова
Иллюстрация из статьи Р.Б. Ахмерова

В 1950 г. Рауф Бареевич исследовал разрушенную в ходе земляных работ стоянку близ с. Новый Ибракай (Стерлибашевский район). Глава сельсовета тогда сообщил, что рабочими были обнаружены бронзовые изделия (11 серпов, топор и долото), которые лежали в одном месте. Правда, по итогам разведочных работ экспедиции Рауфа Бареевича удалось вернуть лишь шесть серпов с топором и долотом. Еще пять бронзовых серпов были утеряны. В опубликованной в 1955 г. статье он указал на явную схожесть серпов Ибракаевского клада с теми, что были в составе Миловского. Выявленное поселение было отнесено им к срубной археологической культуре позднего бронзового века.

Иллюстрация из статьи Р.Б. Ахмерова
Иллюстрация из статьи Р.Б. Ахмерова

В 1970 г. на территории деревни Абзаково (Баймакский район) при рытье погреба на участке местной жительницы Р. Асалбаевой был обнаружен клад, состоявший из 13 бронзовых серпов, лежавших кучей. На сегодняшний день Абзаковский клад единственная на сегодняшний день находка подобного рода, сделанная в Башкирском Зауралье.

В 1979 г. при земляных работах близ д. Бахча (Стерлибашевский район) на берегу р. Кундряк был разрушен могильник срубной культуры. Всего 10 захоронений. Здесь же была собрана коллекция орудий труда: каменный пест для измельчения зерна, ступа, слиток бронзы в форме диска весом около 2 кг, плоское тесло и 10 бронзовых серпов. В литературе данные вещи объединены под названием Бахчинского клада.

Конечно, есть и ряд других находок, которые условно могут быть названы кладами. Так, например, в литературе имеется упоминание клада, найденного у с. Красный Яр на берегу р. Белой. Он состоял из двух медных пластинок и наконечника копья (по другим сообщениями все три предмета – это копья) и трех человеческих черепов. Правда, еще К.В. Сальников отмечал, что данные находки, скорее всего, происходят из погребения, поскольку обстоятельства их обнаружения еще в начале 20 в. неизвестны.

При этом, конечно, среди южноуральских кладов эпохи бронзы имеются и такие, в которых присутствовали и украшения, в том числе изготовленные из драгоценных металлов. Так, Верхне-Кизильский клад, найденный местным жителем возле п. Верхне-Кизильский на берегу р. Малый Кизил в 1926 г. Клад состоял из не менее 42-х изделий, изготовленных из меди и серебра, а также керамического сосуда. Большую часть находок составили украшения (60%), доля орудий — около 33%, оружия — 7% всех вещей (наконечник копья, топор, крупный нож-кинжал). Эти находки, как предполагается, связаны с расположенным поблизости Мало-Кизильским селищем абашевской культуры. Изучение материалов памятника дало основание для предположения, что поселение было уничтожено во время ожесточенного конфликта, в ходе которого жители были перебиты, а незадолго до этого ценные вещи были припрятаны поблизости.

-5

Таковы известные клады эпохи бронзы с территории Башкирии. Вполне вероятно, что найдено их куда больше, но в силу различных причин («черные копатели», разрушение памятников и др.) до археологов и музеев они не дошли.

Хобби
3,2 млн интересуются