Все новостные ленты забиты очередным тревожным сообщением: в Подмосковье совершил жесткую посадку самолет А321. Предварительная причина – попадание стаи птиц сразу в оба двигателя. Слава богу, что никто не погиб, но в истории мировой авиации есть множество примеров, когда из-за пернатых в авиакатастрофах погибали все находящиеся на борту самолета люди.
Для пилотов любая птица – это враг номер один. Потому что попадание птицы в двигатель не только выводит его из строя, но часто приводит к пожару.
Наиболее опасны птицы при взлете и посадке. На большой высоте вероятность столкновения с птицей стремится к нулю, хотя и такие случаи бывали. Во всех крупных аэропортах есть специальная орнитологическая служба, занимающаяся разгоном пернатых в опасной зоне. Для этого используются не только технические средства (биоакустические и ультразвуковые отпугиватели), но и хищные птицы – ястребы и соколы, которых боится большинство других птиц. И, разумеется, никаких свалок с отходами вблизи аэропортов!
Тем не менее, столкновения воздушных судов с птицами происходит часто, и ежегодный мировой ущерб от этих происшествий эксперты оценивают более чем в миллиард долларов.
А можно ли защитить сами двигатели самолета от попадания птиц? Самое простое решение, приходящее на ум простому обывателю – поставить сетки на воздухозаборники.
К сожалению, такая сетка большого смысла не имеет. Во-первых, на больших скоростях она создаст существенное дополнительное сопротивление и снизит давление воздуха в воздухозаборнике. Разрабатывались конструкции выдвижных сеток, использующихся только на взлетно-посадочных режимах, но проблему снижения давления они не решают: ведь именно на этих режимах двигатель работает на повышенной мощности.
Во-вторых, и это самое главное, от птиц сетка не спасет. На крейсерской скорости птица подобна летящему снаряду и запросто может пробить двигатель насквозь вместе с сеткой. Но даже при взлете и посадке, когда скорость воздушного судна превышает 200 км/ч, никакая сетка неспособна удержать птицу. В лучшем случае, даже если сетка не разрушится, птица будет разорвана на куски и все равно попадет в двигатель.
На самом деле, при производстве любого авиационного двигателя его испытывают на предмет устойчивости к попаданию внутрь инородных предметов. Но главная цель при этом состоит в том, чтобы избежать пожара. Пожар – это всегда крайне критическая ситуация на борту летящего самолета, а один неработающий двигатель – ситуация аварийная, но не катастрофическая.
Разумеется, можно придумать конструкции разных бронированных щитков. Но, как всегда, в дело вступает экономическая эффективность. Среди всех авиакатастроф процент случаев, связанных с попаданием птиц, не такой большой – во много раз чаще самолеты падают из-за пресловутого человеческого фактора (ошибок пилотирования). И гораздо выгоднее все же следить за тем, чтобы птиц не было в районах взлета и посадки воздушных судов, чем оборудовать каждый самолет дорогостоящей защитой.
Так что никаких сеток на двигатели в ближайшее время мы точно не увидим. Как и парашютов на гражданских самолетах.