Я пишу о людях, чей образ так или иначе отражен в искусстве. Эта статья - про Понтия Пилата, прокуратора, или, по историческим сведениям, префекта Иудеи, человека, чье имя тесно связано с евангельской историей. Про Понтия Пилата существует много литературы, притом она делится на две группы: первая - апокрифическая, то есть рассматривает этого человека исключительно в связи с историей о Христе и полна неподтвержденных подробностей, вторая - историческая, и опирается на достоверные источники, то есть свидетельства авторитетных древних историков, сохранившиеся документы и результаты археологических раскопок.
Но, разумеется, если бы не евангельский сюжет, Понтий Пилат вряд ли мог быть кому-то интересен. Он был бы совершенно забыт, мало ли было жестоких префектов в истории Рима. Никаких значимых деяний реальный Понтий Пилат не совершил. Он действительно был префектом Иудеи в 1 веке и вел себя очень жестоко и недальновидно - усилил налоговый гнет, совершал действия, оскорбительные для иудеев. Понятное дело, народ его ненавидел. А давление его политики было столь тяжелым, что постоянно вспыхивали восстания, которые Пилат жестоко и кроваво подавлял.
Но, попав в евангельские описания в качестве одного из ключевых персонажей, Пилат обрел исторический и культурный вес, и его личность предстала как сложная и глубокая.
На картине Николая Ге префект показан в профиль со спины, он беседует с Христом на философскую тему "что есть истина". Видно, как он увлечен беседой.
Антонио Чизери тоже показал Понтия Пилата со спины, но уже в другой важный момент. Он указывает на Иисуса, стоящего рядом с ним на балконе, и говорит собравшемуся народу "се человек". Согласно евангелиям, личность Христа так впечатлила римского начальника, что тот не хотел, чтобы Иисуса предали казни и три раза пытался спасти его. Но синедрион был против этого и решил по-своему. Да и народ вопил "распни его!".
Эта ситуация отлично описана в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". В этой книге образ Пилата предстает сложной и привлекательной.
Реальный Понтий Пилат был известен как самодур, который творил суд по своему капризу, брал взятки, миловал виновных и осуждал невиновных, то есть отличался поразительной беспринципностью и цинизмом. Зная нравы римской знати того периода, можно поверить таким свидетельствам.
Не буду вдаряться в вопрос о реальности евангельской истории Иисуса Христа (в том, что прототип этого образа действительно существовал, я уверена). Но если представить, что такой человек действительно попал бы в руки префекта, стал бы тот биться за него так, как это описано в евангелиях? Сложно сказать. Исходя из того, как вел себя реальный Понтий Пилат в качестве судьи, вполне возможно, что, если Иисус ему понравился, он мог его пытаться спасти. Просто потому, что ему так захотелось в тот момент. Каприз такой, никакой личной выгоды.
Исторических сведений о том, что случилось с Понтием Пилатом после того, как его сняли с должности префекта Иудеи, нет. Зато легенд много, фактически все они носят нравоучительный характер. Их смысл в том, что Понтий Пилат потом претерпел множество несчастий и покончил жизнь самоубийством, после чего его труп хотели утопить, но никакая река не принимала его. Эти легенды относятся к раннехристианскому периоду.
Интересно наблюдать, как менялось отношение к образу Понтия Пилата. Если поначалу оно было резко отрицательным, то затем стало более теплым и даже горячим. Есть апокрифы, в которых говорится о том, что Понтий раскаялся и даже принял христианство. Но это, я уверена, просто выдали желаемое за действительное.
Почитайте еще на моем канале:
Куртизанка-поэтесса, спасшая себя от костра инквизиции
Эрнан Кортес: тот, кто завоевал Америку и привез в Европу, кстати, шоколад
На канале мужа:
Музы: кем были эти богини в понимании древних греков и сейчас