Мы все в той или иной мере привыкли делить окружающую нас реальность на чёрное и белое. Случается что-то плохое - плачешь, что-то хорошее - радуешься. Кажется, что наоборот не бывает. Поэтому так сложно поймать и понять в себе то, о чем пойдет речь.
Возьмем ситуацию, которая в нашем культурном коде понятна всем: девушке изменил парень. Что может заставить ее испытывать, помимо разочарования и боли, удовлетворение и приятное предвкушение? А вот что: наконец-то можно отдаться СЛАДКИМ страданиям. Или РАЗГНЕВАТЬСЯ. Или разобидеться и НАКАЗЫВАТЬ его молчанием. Или устроить ему дикую ИСТЕРИКУ с битьем стекла. Или СДЕЛАТЬ что-нибудь С СОБОЙ (татуировка или стрижка под мальчика тоже считаются). Ну или вот сейчас ее наконец-то пожалеют и полюбят родители. Иначе говоря, такое предательство дает ей право на чувства или проявления, которые обычно под запретом. Именно это Эрик Берн называет коричневым купоном. Люди копят самые невероятные обиды, болезненные ситуации, только чтобы в какой-нибудь момент обменять это все на запретное = радость. То есть получают радость от горя.
В песне "Mad world" есть строчка: "the dreams in which I'm dying are the best I've ever had" - "мои лучшие мечты те, в которых я умираю". Если это отзывается, от жалости к себе и сладкого предчувствия "ВОТ ОНИ УВИИДЯТ" наворачиваются слезы, пришло время пересчитать свои коричневые купоны, они есть.
Если задаться целью перестать так извращаться, нужно вспомнить первое правило клуба анонимных алкоголиков: признать проблему. "Я, Иван Иванов, коплю обиды на жену и детей, чтобы время от времени вусмерть напиваться в баре и просыпаться на газоне". "Я, Елена Иванова, коплю обиды на мужа, чтобы срываться на детях и искать сочувствия у скупой на любовь и другие эмоции матери".
И, конечно, есть еще золотые купоны - счастливые воспоминания, моменты истинной близости и гармонии, которые могут помочь пережить тяжелые периоды. Их тоже можно собирать.