Национальная галерея Шотландии расположена в Эдинбурге. Как и все британские музеи, она открыта для посетителей и живёт на пожертвования. До 2021 года там ремонт, экспозиция совсем небольшая, но выдающаяся. В этой статье я собрала для вас три портрета: печальной девушки, умирающей девочки и христианской святой. Каждый по-своему в меня "попал" и, надеюсь, вас зацепит тоже.
1. Печаль
В этой картине 1765 года есть своё нежное и наивное очарование. А ведь на неё французского художника Жана-Батиста Грёза вдохновил не кто-нибудь, а римский поэт Катулл! И философ Дени Дидро повлиял на Грёза – под его воздействием он стремился возбуждать в зрителе эмпатию и лучшие чувства.
Девушка на этом полотне оплакивает свою первую потерю – смерть любимой канарейки. Но вызывает не сострадание, а скорее умиление. По крайней мере, у меня. Кстати, два с половиной века назад картина выглядела иначе – со временем жёлтый пигмент выцвел, канарейка побелела, листва поголубела, даже скорбно прикрытые веки стали голубыми. Впрочем, «Девушка с мёртвой канарейкой», утратив контрастность, приобрела ещё большую лиричность.
2. Умирание
Кларе Серене 12, её белеющее лицо с большими невинными глазами сразу притягивает взгляд и надолго остаётся в памяти. Нежная, болезненная, исхудавшая девочка с бледными губами и растрёпанной причёской... вскоре после того, как отец допишет её портрет, тьма поглотит её окончательно.
В 1623 году, похоронив любимую дочь, фламандский живописец Питер Пауль Рубенс, вероятно, подарил её последний портрет Яну Бранту – дедушке Клары Серены.
Её хочется обнять. Обнять крепко и не отпускать в сгущающуюся темноту. Наверное, с этим чувством Рубенс и писал портрет...
3. Святость
Нет, вам не показалось. Эта девушка с сосредоточенно надменным лицом прикрывает ладонью обнажённые груди. Которые – в дополнение к спрятанным под корсетом – лежат на тарелочке с голубой каёмочкой. Перед вами святая Агата в версии Джованни Кариани, итальянского мастера 16 века.
Девушка благородных кровей отказала губернатору Сицилии, объясняя свою неприступность верностью христианскому Богу. Римлянин глубоко оскорбился и велел отрезать Агате груди, – не то в наказание, не то в назидание другим. Но что же тогда упруго натягивает платье на этом портрете? А это новые грудки, которые ей чудесным образом отрастил апостол Пётр. Впрочем, Агата всё равно скончалась в тюрьме.
Возможно, это не просто религиозная картина, а портрет заказчицы с именем Агата, которая пожелала быть запечатлённой в образе святой покровительницы. Несмотря на специфический антураж.
Какая картина вам больше нравится и почему? Пишите в комментариях!
Читайте также:
- Женщины Эдгара Дега в Национальной галерее Лондона
- Сокровища русских музеев: Роден в Пушкинском
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!