Интересно всё-таки устроен человек.
Если выкопать из земли его дедушку, он возопит о кощунстве и надругательстве над прахом. Если выкопать прапрапра и ещё 33 раза прадедушку, он будет с интересом рассматривать бренные останки своего далёкого предка в витрине музея.
Вот, например, далёкий предок современных британцев – он жил в окрестностях Стоунхенджа 5650 лет назад. Умер в возрасте 25-40 лет, сейчас точнее не скажешь. Рядом со скелетом – реконструкция лица. При весе 70 кг этот бородач обладал завидным ростом 172 см.
А ведь его потомки веке в 19 были куда меньше ростом! Это видно по их костюмам, выставленным в музее Глазго, хотя в музеях Московского Кремля или Эрмитажа вы увидите то же самое – крохотные платья, будто на девочку-подростка, а не на 30-летнюю женщину, мундиры с запасом под пивной живот, но с узкими плечами.
Думаю, дело в урбанизации – чем сложнее социальная иерархия, чем больше расслоение, чем меньше людей живёт в деревне, – тем меньше в рационе мяса, основного для наших широт источника протеина. Бородач из Стоунхенджа питался в основном дичью, а его потомки из британской аристократии не каждый день могли себе позволить такую роскошь (а люди не аристократического круга позволяли себе и того меньше). Вот и уменьшились.
В последние десятилетия идёт обратный тренд – магазины и промышленное производство цыплят-бройлеров позволяют современным детям стремительно перерастать своих родителей. Через 5000 лет в этнографическом музее наши прапрапрапраправнуки будут с любопытством наблюдать, как с интервалом в несколько сотен или тысяч лет их далёкие предки то вырастали до двух метров, то уменьшались до изящных 150 см.
А вы что думаете?
Читайте также:
- Женщины Эдгара Дега в Национальной галерее Лондона
- Сокровища русских музеев: Роден в Пушкинском
- Ода Крог и два любовных треугольника: кем была королева богемы Христиании?
Если вы предпочитаете не читать, а слушать, приходите ко мне на лекции в Москве или зовите меня в свой город!
P.S. Чем больше лайков и комментариев, тем больше статей!