Найти тему
Дзенофоб

Почему авторы стали изгоями

Прошел ровно год с тех пор, как руководством Яндекс.Дзен, начали массово применяться меры искусственного ограничения авторских каналов. Их пессимизации, основанной не на алгоритмических решениях машины, а на понятии "качества" узкой группы бывших работников веб-изданий.

Причиной, такого кардинального изменения политики платформы, называется засилье "контентного спама" в Ленте, но что послужило толчком к исследованию вопроса? По каким признакам дзеноводы определили, что вообще требуется их вмешательство?

Ложная теория и вмешательство "шептунов"

До второго квартала 2018 года (включительно), Яндекс.Дзен рос сумасшедшими темпами. Прирост ежесуточной аудитории составлял 1-2 млн. за квартал, что естественно развило у людей далеких от аналитического мышления чувство эйфории.

-2

Обратите внимание, ежесуточный трафик, со второго квартала 2017 года по второй квартал 2018-го, вырос на 7 млн. человек. Достигнув показателя в 13 млн.! Эта информация нам пригодится в дальнейшем.

Однако, с началом второго полугодия 2018 года, началась стагнация. Новые пользователи перестали приходить в Дзен, а сезонность отобрала часть у уже имеющегося трафика. Такое было впервые в истории Дзена, поэтому повергло дзеноводов в шоковое состояние.

Им бы остановиться, остыть, пораскинуть мозгами. Уверен, в Дзене есть люди, в том числе руководители, которые способны просчитывать и намного сложнее ситуации. Но на фоне предыдущих двух лет эйфории, и щебета паникующих "бывших журналистов", сделать это не очень легко. Тем более, когда у тебя в авторитете ходят руководители ресурсов, типа TexTerra и Sostav, у которых есть свои интересы.

Не знаю кто нашептал руководству, что падение статистических показателей связано с авторскими каналами. Скорее всего это увязали с ростом их представительства в Ленте. Но начиная со второго полугодия 2018 года, Яндекс.Дзен, начинает репрессии против авторов.

Он это называет "борьбой за качество контента", но учитывая то, что эта борьба никак не касается каналов с привязанными сайтами, тезис как минимум неоднозначный (на самом деле лживый).

Первыми пали "житейские истории". Причем не все, а только те, которые не нравились лично "группе качества". Это не сильно сказалось но общем положении вещей, поэтому осенью 2018 года, за счет той же сезонности, суточный трафик вырос на миллион, до 14 млн.

Но для дзеноводов, уже выбравших ошибочный путь, это означало, что они на правильном пути: авторы – враги Дзена, которые не дают ему развиваться. И в октябре, вместе с новым алгоритмом, вводятся жесточайшие правила модерации для авторского контента.

А дальше все вы знаете. Исходя все из той же надуманной теории, что авторы генерируют контент, который убивает Яндекс.Дзен, платформа начинает ориентироваться на всех кроме них.

Придумываются различные спец. программы, чтобы оградить блатных от репрессий, больший вес приобретают каналы связанные с сайтами, в Дзен привлекается шушера со стороны, РА раздается часть функций Дзена и прочее, и прочее. Всё, только бы уменьшить значимость авторского контента.

Даже то, что к марту 2019 года ежедневная аудитория Яндекс.Дзен сократилась до 10 млн. человек (выступление Ламбурта на онлайн-конференции Яндекс.Дзена «Дзен-запуск: новый рекламный продукт для вашего бизнеса»), никак не повлияло на пересмотр политики сервиса. Руководству так сильно присели на уши, что оно перестало замечать очевидное – авторы двигают Дзен, а убивают его сайты и блатные

Впрочем, вьетнамцы и турки, помогли чисто технически нарастить аудиторию до показателей 2018 года.

Как было на самом деле

Два года авторы в одиночестве тащили Яндекс.Дзен. Он рос и развивался. Рос бешеными темпами, что в большей степени было обусловлено новизной платформы. Но к середине 2018 года вся его потенциальная аудитория была выбрана и рост остановился. Остались стабильные 12-14 млн. человек, которые стали пользователями Дзена.

Дальнейший прирост должен был идти значительно меньшими темпами, за счет привлечения чужой аудитории. Не более 100 тыс. в месяц. Что естественно не могло нивелировать сезонное падение трафика, присущее всему рунету (июль-август).

Но руководству кто-то нашептал, что во всем виноваты авторы, и Дзен вместо того чтобы понемногу расти, стал падать. Это привело к тому, что вместо 15 млн. человек к марту, он получил катастрофические 10 млн.

Чем больше зажимались и уходили авторы, тем больше падал Дзен. Чем больше он регулировался в ручную, тем быстрее он умирал. Чем больше преференций отдавалось медиа, РА, блогерам и прочим "околожурналистам", тем дерьмовее становилась платформа.

Все это привело к тому, что теперь руководство больше занято тем, как подбить цифры в отчетах, в том числе за счет превращения платформы в ресурс, куда привлекается весь мусор из Сети, чем ее развитием.

В чем была главная ошибка дзеноводов

С самого начала своего существования дзеноводы тешили себя надеждами, что их трафик это пользователи уведенные у лидеров социального сегмента. Их раздутому эго претили мысли, что они являются паразитирующим сегментом Яндекса, забирающим сёрферов из Поиска.

Последнее еще и очень страшно, т.к. Поиск и РСЯ это два столпа ООО Яндекс, являющиеся неприкосновенными. Любого, кто влияет на их благополучие, головная компания может стереть в порошок.

А тем временем, став желтее, Дзен стал уводить у Поиска еще больше пользователей. Даже по сравнению с Гуглом.

Кстати, на графиках можно увидеть сезонные падения, которые достигают максимума к началу августа
Кстати, на графиках можно увидеть сезонные падения, которые достигают максимума к началу августа

Однако, вернемся к нашим баранам дзеноводам. Пребывая в полной уверенности, что их посетители это уведенные пользователи из Вк, Фейса, Одноклассников и ЖЖ, они естественно не поняли причины стабилизации трафика.

Тут повлияло и то, что они не читают серьезной аналитической литературы, предпочитая специалистам инфобизнесменов. Иначе они бы знали, что так прельщающие их графики, имеют совсем другие предпосылки.

Вот такого типа графики грели сердца и амбиции дзеноводов:

-4

На них рост показателей Яндекс.Дзен практически совпадал с падением трафика у ведущих социалок. Однако это падение никак не было связано с Дзеном, его прогнозировали еще в начале десятых годов – к 2014-2016 году социальные сети должны были стабилизироваться и начать падение.

Это же видно по более свежему графику, где падение Вк никак не связано в ростом посетителей в Дзене.

-5

Можно сказать, что они падают параллельно. И это не удивительно, ведь Яндекс.Дзен встал на тупиковую дорожку умирающего Вк.

Только Фейс, за счет прирастающей пользователями мировой Сети, делает попытки реанимировать умирающий формат.

Выводы

Что у нас в итоге получилось?

  1. Яндекс.Дзен совершил чудовищную ошибку, основанную, то ли на некомпетенции советчиков, то ли на личной выгоде шептунов.
  2. Это привело к тому, что вместо медленного роста, он имеет падение по всем показателям.
  3. Попав, в пока еще управляемое пикирование, имеющее все шансы перейти в штопор, он уже не может повернуть обратно. Элементарно не осталось времени до предстоящего годового отчета, поэтому все силы брошены на подгонку цифр.
  4. Выбранный путь копирования социальных сетей не имеет будущего. Сети будут умирать в ближайшее десятилетие, а Дзен, плетущийся за ними в хвосте, помрет значительно быстрее.

Что делать?

  1. Авторам, ставить свечки в церквях, надеясь, что руководство одумается. Рискнет своим авторитетом, чтобы сохранить платформу. Откажется от прилипал, шептунов, мышей и прочей живности, обильно размножившейся вокруг подгнивающего Дзена.
  2. Дзеноводам, вынырнуть из болота инфобизнеса, по крайней мере той недалекой части, где они сейчас пребывают, и приступить к самообразованию. Для начала подойдут практические занятия для обретения личного опыта, и консультации у сотрудников технического отдела (для понимания где они работают).

ПС. Читая, учитывайте, что сегодня воскресенье. Поэтому сильно не критикуйте.)