Найти тему
Кино-Панк

Обожженная кислотой глотка, или Постсоветский натурализм

Оглавление
Кадр из фильма «Кислота»
Кадр из фильма «Кислота»

Что такое мамблкор? Почему он стал популярен в России? И при чем здесь знаменитый «Витька Чеснок»? Отвечает автор самого неординарного Telegram канала «Последний видеопрокат во Вселенной» Анастасия Тузова.

В учебниках по истории кинематографа не посвящают параграфы мамблкору. Определения термину дают в „New York Times“ и „Village Voice“: мамблкор – поджанр, выделившийся в независимом кинематографе в XXI веке, для которого характерны натурализм, малобюджетность, двадцати- и тридцати-с-чем-то-летние персонажи, естественность диалогов – слово „mumble“, от которого произошло название термина, значит «бормотание». Режиссёры мамблкор-фильмов снимают на цифровые камеры молодых непрофессиональных актёров, которые разговаривают друг с другом.

Кадр из фильма «Поцелуй в губы»
Кадр из фильма «Поцелуй в губы»

Они выясняют в диалогах отношения – обычно романтические. «Поцелуй в губы» Джо Сванберга – почти документальное исследование таких отношений между соседями общежития колледжа, а герои его «Собутыльников» ищут истину в пиве, пытаясь понять, кто они друг другу. Для героев важны и невыясненные отношения с родителями, от которых им пора оторваться. Аура в «Крошечной мебели» Лины Данэм читает мамин дневник как инструкцию к жизни; в «Мягком кресле» братьев Дюплас будто бы ритуально сжигают кресло отца; главная героиня «Милой Фрэнсис» Ноа Баумбаха сокращает слишком длинную для почтового ящика фамилию родителей Халладэй до «Ха».

Кадр из фильма «Милая Фрэнсис»
Кадр из фильма «Милая Фрэнсис»

Мамблкор снимают американские режиссёры, но в последние годы в странах бывшего СССР выходят фильмы, которые можно отнести к жанру. Герои русскоязычного мамблкора, как и американцы, – молодые люди, которые учатся жить. Музыканты Саша и Петя в «Кислоте» Александра Горчилина, Витька Чеснок, работающий на заводе, в фильме Александра Ханта «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», диджей Веля в «Хрустале» Дарьи Жук. Они разговаривают – о том, что им на самом деле нечего сказать, нечего дать миру.

Фрагмент из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
Фрагмент из фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»

Витька пьёт алкоголь, а Петя – кислоту, поэтому его обожжённый рот большую часть фильма заклеен. На белой марле проступает кровь – единственное, что есть у него внутри. Высказывание своего друга Саши – его музыку – он стирает, потому что считает его плохим музыкантом.

Велю никто не понимает, потому что она говорит по-английски – готовится к собеседованию в американском посольстве, чтобы улететь в Чикаго. Она и сама не хочет слышать, что говорят вокруг, в Минске 1996 года, и надевает наушники, в которых играет хаус.

Кадр из фильма «Кислота»
Кадр из фильма «Кислота»

Все они не умеют выстраивать отношения с миром, в том числе романтические. Витька состоит в неудачном – главным образом, для его жены – браке. Эвелина избегает „strong connections“. Для Саши эти connections болезненны после «взрослой травмы» – обрезания. Их проблемы – рубцы от детских травм, нанесённых родителями. Витька вырос в детдоме, Саша живёт с бабушкой, а Веля хочет сбежать в Америку от матери, которая считает, что «жить надо на родине».

Фотография со съемок фильма «Хрусталь»
Фотография со съемок фильма «Хрусталь»

В чём-то постсоветский мамблкор ближе к мамблгору – мамблкор-ужастикам. В нём есть бандиты, друзья-самоубийцы и насильники. Будто пропущенные через фильтры инстаграма кадры с красным микровэном Витьки контрастируют с сюжетом, по которому Витька везёт в этом микровэне отца в дом инвалидов. Контраст между фантазиями об Америке и реальностью, в которой Веля трясётся в автобусе по дороге в заводской посёлок Хрустальный, определяет «подподжанр» – мамблкор постсоветского пространства, «бормокор». Кино о новом поколении в старом мире.

Больше материалов о любимых фильмах читайте на страницах «Последнего видеопроката во Вселенной».