Экономика и структура избирательной кампании сложные вопросы, однако если опустить частные случаи, то можно попробовать разобраться.
Эта серия статей предназначена для того чтобы на примерах разложить по полочкам устройство выборных органов и ход избирательной кампании.
Примерно за полгода до дня голосования Губернатор региона (о губернаторских выборах мы поговорим отдельно) и Председатель Законодательного Собрания пишут списки лиц, которых бы они хотели видеть в следующем созыве в органе власти. Обоим, как правило хочется протолкнуть контрольное количество своих депутатов, чтобы в случае конфликта (например из-за девушки, или костюмы наденут одинаковые) через год-другой устраивать друг другу бойкот.
Потом они садятся вместе, в тех самых кулуарах, и обсуждают по отдельности каждого из кандидатов. Часть из них отваливается на этом этапе, а с некоторыми, неприятными, но ресурсными кандидатами, приходится считаться.
После долгого обсуждения объединенный список передается для комментариев в "контору": чтобы избежать американских шпионов арестов "согласованных" кандидатов в ходе избирательной кампании.
Потом Список спускается для дальнейшей работы Департаменту внутренней политики (Пиарщикам) и Избирательной комиссии региона и перестает быть стройным, так как сталкивается с реальной политической ситуацией в регионе.
В среднем по больнице, 50% депутатов выбирается "по списку" - это когда вы голосуете за партию, а 50% по одномандатным/многомандатным округам - это когда вы голосуете за фамилию.
Высокие рейтинги оппозиции, сильные кандидаты на местном уровне и действующие депутаты, не вошедшие в этот список, противоречия в главной партии и другие моменты становятся препятствием для реализации гладкого сценария.
Более того, в любом регионе существуют "сложные территории" в которых голосование проходит непредсказуемо, в силу неуправляемости "из центра". К примеру, город раздираемый внутриэлитным конфликтом.
А ещё существуют элитные группы (чиновники, экс-чиновники, siloviki и предприниматели) которые собирались вокруг предыдущего Губернатора или Председателя, которым нужно представительство в новом Парламенте. Или набирающие капитал предприниматели, которые тоже осознали необходимость депутатского мандата. А ещё из Москвы приехали менеджеры полугосударственной федеральной бизнес-корпорации, которая затеяла многомиллиардную стройку на 10 лет, и им нужно чтобы кто-то свой контролировал процесс. Ну и конечно, в обязательном порядке, пару мест нужно газовикам, энергетикам и нефтяникам региона.
Этот этап подсчета рейтингов, согласования, пересогласования и прочая длится до самого конца подачи документов. С оппозиционерами обсуждается количество их мест в Парламенте. Причем каждой партии сообщаются одни разные цифры, а в уме Губернатор, Председатель, Пиарщики и Избирком держат другие. Оппозиционеры, конечно, тоже крутят фигу в кармане.
Некоторым важным, но ненужным в парламенте лицам предлагают альтернативы - льготы в бизнес-сфере, решение существующих противоречий с властью, кресла для них, или их представителей в исполнительной власти: министров, начальников департаментов, глав администраций муниципалитетов.
Интересно, что после всех согласований, кандидатов считающих себя согласованными всегда больше, чем мандатов в Парламенте.
Примерно на этом же этапе считается стоимость избирательной кампании и, соответственно стоимость депутатского кресла. Об этом в следующем материале.
О тех, кто заседает в Парламенте, читайте в предыдущем материале.
Речь в статье, конечно, идет не о Российской Федерации, а о другой стране, с некоторым сходством в политическом устройстве.