28 августа сразу два главных ток-шоу страны были посвящены истории с недопуском пенсионерки Валентины Лисечко на борт «Победы». Эту тему обсуждали и в «Пусть говорят» на Первом, и в «Прямом эфире» с Андреем Малаховым на «России-1». Я посмотрел обе программы и расскажу вам об этом ужасе.
Для тех, кто не в курсе истории, ее краткая фабула. Лисечко летела «Победой» из Краснодара в Чебоксары с пересадкой в Москве. Во время пересадки она опоздала к выходу, кроме того, у нее было больше ручной клади, чем позволяют правила авиакомпании. Сотрудники компании, которая обслуживает пассажиров «Победы» во Внуково, не пустили женщину на посадку.
История получилась резонансной – многих тронуло видео, на котором запечатлено, как Лисечко умоляла девушек пропустить ее и металась в истерике возле гейта. Она говорила, что летит на похороны. В Сети девушек-сотрудниц компании UTG начали оскорблять и обвинять в черствости: они даже не попытались успокоить пассажирку.
Лисечко у Малахова
Хронологически первой вышла в эфир программа Малахова, поэтому с нее и начнем. Центральный гость студии – сама виновница торжества Валентина Лисечко. Она повторила свою историю, правда про похороны уже не упоминала.
«Я хочу рассказать, Андрюш. В аэропорту меня не пропустили в Чебоксары. Я летела с Краснодара с отпуска. К маленьким внукам. Дочь у меня там живет. У меня детские самолетики куплены были. Ну, Андрюш, как же я поеду без подарка в Чебоксары, меня не было два года? Я сама живу в Сургуте», – рассказывала она.
Для тех, кто не в курсе, поясню. Правила «Победы» ограничивают ручную кладь размерами 36 х 30 х 27 см. Если все вещи пассажира помещаются в ящик такого размера, ему разрешают пройти на борт.
В какой-то момент в разговор у Малахова начали вступать «эксперты». Ну то есть как «эксперты». Просто какие-то люди, которые в основном, были совсем не готовы обсуждать эту тему.
Эколог Олег Митволь, например, предположил, что все произошло потому, что у женщины было больше одной сумки. Депутат Госдумы от ЛДПР Александр Старовойтов рассказал, что летал «Победой» и ему всегда хочется разорвать сотрудников этой авиакомпании. «Эту компанию закрывать надо, но все кричат, что это лоукостер», – сказал он.
Малахов по ходу выпуска вспомнил, как «Победа» не пустила на борт сопровождающих Ланового из-за негабаритного багажа, а Александр Панкратов-Черный был снят с рейса после того, как «наехал» на бортпроводника за отказ налить ему водки.
Лисечко громко недоумевала, за что ей надо было доплачивать 3000. «Вот за эти фрукты и самолеты что ли?».
В студии начался базар и со временем разговор ушел от Лисечко к другим темам. Позвали блогера, которого UTair пересадил из бизнес-класса в эконом. Рассказали, что в США бывает хуже, припомнив случай, когда пассажиров грубо снимали с рейса с полицией из-за отказа добровольно сойти с самолета (тогда авиакомпании срочно потребовалось освободить места для своих сотрудников).
Потом вспомнили историю, как одного спортсмена не пустили на борт из-за того, что он был слишком большим и не помещался в кресло. И как «Аэрофлот» (название авиакомпании, естественно, не называли) не дал пассажирке со сломанной ногой одной занять два места. Плавно перешли к авиадебоширам, а под конец досталось мамочкам, которые «яжматери» и не могут успокоить своих детей.
За час болтовни никакой новой и ценной информации не прозвучало. Однако было во всем этом гвалте было и два важных мнения.
Александр Романов, пилот, специалист по безопасности полетов:
«Надо говорить очень серьезно вот о чем. Когда пассажиры приходят на борт... У них была долгая дорога, пробки нервы, потом регистрация, паспортный контроль, таможенный контроль. И они приходят настолько заведенные. И мы должны сделать так, чтобы пассажиры чувствовали на борту, что они желанные гости, что им рады. Но бортпроводники и летчики работают на износ. В авиации надо навести порядок».
Андрей Литвинов, пилот «Аэрофлота»:
«Конечно, вся авиация работает по правилам, но если правила мешают и издеваются над людьми, то эти правила надо поменять. Это первое. Второе. Мы, авиация, работаем ради пассажиров. Мы работает для их комфорта, безопасности, мы должны быть доброжелательными. И, конечно, невозможно все прописать. Надо всегда оставаться людьми».
Мой вердикт, как журналиста. Малахов отработал эфир на полноценную двойку. У непросвещенного зрителя, скорее всего, останется такое мнение: лучше вообще не летать.
«Победа» на Первом
Вслед за программой Малахова на «Первом канале» вышло ток-шоу «Пусть говорят» на Первом канале.
Лисечко тут тоже присутствовала, но в виде заранее записанного интервью. Она повторила все то же, что и рассказала на «России-1».
Однако настоящим сюрпризом стало появление в студии пресс-секретаря «Победы» Елены Селивановой. Ведущий Дмитрий Борисов сразу дал понять, что к авиакомпании не настроен враждебно.
«Честно говоря, невозможно было вам позавидовать в день опубликования этого видео. Понятно, что все стрелы летели в вас, и все требовали объяснений», – сказал он.
Селиванова призналась, что, когда она первый раз посмотрела этот ролик, то была в таком же шоке, как и все вокруг. Однако позже в авиакомпании восстановили хронологию случившегося.
Оказалось, что пассажирка – частый клиент «Победы», и не могла не знать о ее правилах. Более того, со времени прилета во Внуково из Краснодара (в 17:45) и до окончания посадки на следующей рейс (19:15) у нее было полтора часа, чего более чем достаточно для пересадки. Однако к гейту она подошла в 19:18, спустя три минуты после того, как посадка должна была быть закончена, а ее ручная кладь превышала установленные размеры.
После этого сотрудники компании UTG предложили пассажирке выбор: доплатить за ручную кладь 3000 рублей, выложить часть вещей или отказаться от полета. По словам Елены, несмотря на трехминутное опоздание, возможность пропустить женщину еще была. Однако Лисечко стала препираться с сотрудниками. На это ушло около пяти минут. То самое скандальное видео, когда женщина умоляет пропустить ее на борт и соглашается оставить самолетики и фрукты в аэропорту, было снято уже в 19:23, когда автобусы увезли пассажиров от терминала.
У Борисова, также как и у Малахова, была скамейка штатных крикунов. Они пытались пристыдить пресс-секретаря «Победы» за то, что у женщины были особые обстоятельства (она летела на похороны) и к ней нужно было отнестись по особому. Больше всех отличился заместитель главного редактора «Российской газеты» Николай Долгополов.
«У вас была любая возможность эту бедную несчастную женщину, немолодую, небогатую посадить на самолет», – сказал он на эмоциях.
На это Селиванова объяснила, что когда автобусы уже увезли пассажиров от терминала, ничего сделать было нельзя: «Это как поезд, который ушел».
За «Победу» вступился и эксперт Илья Шатилин, автор блога Frequentflyers. Он подтвердил, что после того, как заканчивается посадка и закрывается соответствующая документация, которая уходит пилотам, что-либо изменить невозможно.
Служба безопасности «Победы» также выяснила, что женщина обманула сотрудников, сообщив, что летит на похороны, добавила в конце своего выступления Селиванова.
Обсуждению этой темы на Первом канале посвятили около 15 минут, после чего Борисов перешел к другим историям.
В отличие от Малахова здесь были представлены все стороны, а также выступил реальный авиаэксперт. Так что шоу «Пусть говорят» я поставил бы твердую четверку. Если б не крикуны, вообще, было бы отлично.