То, что сделала Остин, сейчас принято называть “деконструкцией жанра”. Сюжет на первый взгляд не сильно отличается от остальных её произведений: есть и юная героиня, и её романтический интерес, и необходимые препятствия на их пути (только не слишком сложные). А в конце — неминуемое торжество любви и свадьба. Это же Джейн Остин, куда без свадьбы.
Но она постоянно над всеми смеётся: над наивной героиней, которая живёт в собственных фантазиях, над абсурдными условностями общества, над мрачными романами своих коллег по перу, и — над самой собой. И получается у неё это по-доброму, как у давней подруги — сохраняя фирменную остроту и не спуская ни малейшей глупости. И с улыбкой понимаешь: обижаться совершенно невозможно.
Почему “Нортенгерское аббатство” — английский роман №1 в моём сердечке:
1) главная героиня, что называется, relatable: она любит читать — и ничуть того не стыдится, хотя к романам в её время (как будто многое изменилось) относились весьма снисходительно. Вспоминая, как и сам тонул с головой в очередной невероятной истории, невольно проникаешься симпатией к сестре по (не)счастью;
2) роль женщины: в конце XVIII - начале XIX веков в Англии идеи равноправия воспринимались… да никак не воспринимались. И в большинстве романов того времени, да и викторианской эпохи, это явно прослеживается. Но здесь девушка может быть искательницей приключений, может распоряжаться собой так, как ей самой того хочется, и готова постоять за себя, за близких и за то, что ей кажется правильным;
3) мистер Тилни: о вкусах не спорят, разумеется, но если и вас мистер Дарси смущал чрезмерным пафосом, то здесь вы найдёте гораздо более добродушного, постоянно посмеивающегося персонажа без зашкаливающей гордости и с меньшим количеством предубеждений (а ещё он разбирается в муслине!);
4) каждый из нас - герой собственного романа: вот о чём, на мой взгляд, “Нортенгерское аббатство”. Весь фокус заключается в том, чтобы разглядеть нити истории — и понять, что для того, чтобы быть героем, достаточно лишь оставаться верным себе.