Бурное развитие автомобилизации обусловило возникновение проблемы утилизации автомобилей и их составных частей. Решение этой проблемы привело к необходимости создания исключительно важной отрасли переработки отходов, как с экономической, так и экологической точки зрения. По этим причинам продукты переработки являются товаром, который начинает занимать обширное место на международном рынке.
Железный лом, полученный после утилизации автотранспортных средств, используется как вторичный материал, использование которого позволяет уменьшить потребление энергии на 70%.
Типичным примером подхода к утилизации автомобилей является Германия. В 60-х годах XX века в Германии построено около 50 фабрик для утилизации легковых автомобилей. Этому вопросу большое внимание уделяют другие европейские производители автомобилей. Так, дочернее предприятие компании «ФИАТ» фирма «Фаре» специализируется на утилизации изношенных автомобилей, которая к 2000 году переработала 650 тысяч легковых автомобилей, произведя 16 тысяч тонн полезных материалов.
Крупнейшие автомобильные фирмы Европы «БМВ», «Рено», «Ровер» совместно с «ФИАТ» разработали план утилизации автомобилей.
В странах Европы и Америки правительства пытаются законодательно стимулировать перерабатывающие отрасли промышленности. В Германии в 1966 году принят закон относительно утилизации отходов, в соответствии с которым производители легковых автомобилей являются ответственными за утилизацию своей устаревшей продукции.
Мировая тенденция производства автомобилей характеризуется изменением процентного соотношения различных материалов. В 1975 году объем пластмасс в одном автомобиле составлял 5%, в 90-х годах – 14,1%. Одновременно снижается объем использования стали и железа, доля которых в 90-е годы составляла около 65%. К настоящему времени этот показатель приближается к 58%. Увеличивается потребление легких металлов и пластиков. К другим материал относятся стекло, керамика, тканевые материалы, резинотехнические изделия.
Государственная политика в странах Запада направлена на максимальное вторичное использование свинца. Несмотря на сравнительно малый объем использования этого металла (аккумуляторные батареи, балансировочные грузики колес), который составляет 1% от общего веса, в Германии около 90% использованных аккумуляторных батарей утилизируются, а 66% аккумуляторов при производстве используют вторичный свинец. Несмотря на сравнительно малый объем свинца, действуют жесткие меры к отсутствию его в отходах, вывозимых на свалку.
В 1993 году Европейский Союз законодательно потребовал использования в легковых автомобилях нейтрализаторов отработавших газов. В 2000 году в Германии зарегистрировано 23 миллиона с нейтрализаторами, которые содержат 30 тонн платины стоимостью более 5 миллиардов марок. В связи с мировым увеличением числа автомобилей, оснащенных нейтрализаторами, переработка их представляют весьма актуальную задачу.
Обязательным атрибутом нового автомобиля являются подушки безопасности, которые для срабатывания в течение нескольких миллисекунд содержат специальные баллоны, содержащие различные взрывчатые вещества. Вследствие этого утилизация подушек безопасности является актуальной и представляет собой сложную технологическую проблему.
В автомобильных стеклах используются покрытые оловом отражающие слои, что затрудняет процесс их утилизации. К настоящему времени не перерабатывается примерно до 40% стекол.
Особую актуальность имеет утилизация резино-металлических изделий. Наиболее ценными компонентами утилизации являются синтетические каучуки, технический углерод, металлокорд и металлоарматура. Остальные отходы являются вторичным сырьем, ценность которых зависит от условий его подготовки и переработки. Следует особо отметить, что в мировой практике проблема утилизации резинометаллических изделий не решена.
Во всех развитых странах Европы, Америки и Азии используется двух стадийный технологический процесс утилизации использованных автомобилей.
На первой стадии производится подразборка автомобиля в зависимости от его модели, возраста и спроса на запасные части и комплектующие. Пригодные для дальнейшего использования детали и комплектующие передаются для реализации в торговую сеть. Одновременно со всех автомобилей сливаются остатки топлива и масел, которые направляются для дальнейшей переработки. В Германии из общего годового объема масел (примерно 700 тыс. тонн) две трети перерабатываются и используются повторно. Остальной объем используют для производства тепловой энергии.
После этого оставшиеся конструктивные элементы подвергают опрессовке и направляют на соответствующие промышленные предприятия, где происходит их окончательная переработка и получение вторичных материалов.
На второй стадии, используя наиболее эффективные технологии, осуществляется первоначальное дробление в специальных дробилках. Использование дробилок обусловлено следующим обстоятельством. Без предварительного дробления различные материалы можно рассортировать только после их механического разделения путем разъединения резьбовых, клеевых, сварных соединений, что представляет собой трудоемкую и дорогостоящую работу.
В результате дробления получают куски различных материалов с типовыми размерами металлических кусков от 2 до 15 сантиметров. Технологический процесс дробления обеспечивает разъединение деталей, состоящих из различных материалов. Измельченные куски различных материалов выбрасываются из дробилки и с помощью конвейеров поступают на сортировку.
Сортировка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе используют пневматические и электромагнитные сепараторы. В пневматических сепараторах происходит выделение сравнительно легких отходов (пластики, ткани и др.). С помощью электромагнитных сепараторов отделяются ферромагнитные материалы (сталь, чугун, железо).
На втором этапе происходит сортировка цветных металлов, которая может осуществляться по двум технологиям. Первая технология использует так называемые жидкие составы с различной плотностью. В этом случае в ванну с технологическим составом засыпают куски различных цветных металлов. Из-за разности плотностей жидкости и соответствующего металла часть металлов всплывает, а остальные остаются на дне ванны. Комбинируя плотности технологических жидкостей, отделяют куски остальных цветных металлов. Этот метод имеет высокую производительность, но ему присущи недостатки: высокая стоимость технологических жидкостей, большой ее расход и необходимость обеспечения экологической безопасности охраны труда.
Вторая технология использует высокочастотные электродинамические сепараторы. Для этих целей используется эффект переменного магнитного поля, образуемого вращающимся барабаном, но периферии которого закреплены постоянные магниты. Барабан крепится внутри ленточного конвейера, по которому перемещается поток сортируемых металлов.
Куски смеси в зоне магнитного поля получают импульс силы, который отбрасывает их на некоторое расстояние от конвейера и попадают на соответствующий контейнер. Неметаллы такого импульса не получают и с конвейера под силой собственной тяжести поступают в отдельный контейнер.
Данный технологический процесс был разработан в США Ассоциацией центров инжиниринга в 1995 – 1997 годах по заказу Индустриальной Коалиции США.
P.S
Пожалуйста, оставляйте комментарии, ставьте лайки, а главное подписывайтесь на канал. Для Вас мелочь, а мне приятно)