58 подписчиков

5 обещаний Владимира Зеленского

3,7K прочитали

«Большой» вспоминает предвыборную программу комика-политика Владимира Зеленского и представляет Украину будущего.

политика, чтобы увидеть Украину будущего.

«Большой» вспоминает предвыборную программу комика-политика Владимира Зеленского и представляет Украину будущего. политика, чтобы увидеть Украину будущего.

ВЫЧИСТИТЬ КОРРУПЦИЮ

«Я сам не воровал и никому не позволю!» — декларирует Зеленский, живущий в стране, где коррупция стала одной из достопримечательностей. По крайней мере, согласно исследованию международной организации Transparency International, Украина уже много лет является одной из самых коррумпированных стран Европы: по данным за 2018 год хуже индекс восприятия коррупции только у России. А вообще Украина располагается в рейтинге на 120-м месте между экзотичными Малави и Мальдивами. Причем за предыдущий год украинцы даже немного улучшили свои позиции. Был принят закон об антикоррупционном суде, несколько легче стало дышать бизнесу…

Зеленский обещает оказывать антикоррупционным органам еще большую поддержку, а подозреваемым в нечистоплотности — пожизненно запрещать занимать госдолжности, конфисковывать имущество и сажать в тюрьму без права выйти под залог. Последний пункт настолько суров, что в его правомочности могут даже возникнуть вопросы у Европейского суда по правам человека…

С другой стороны, честным чиновникам новый президент предлагает «конфету» — достойные зарплаты и госстрахование. С третьей, лучшая среда для коррупции — кулуарные политические и бизнес-процессы. Зеленский желает сделать их максимально прозрачными, автоматизировав все, что можно автоматизировать («компьютер взяток не берет»), и «сведя функционал государства до размеров смартфона».

Цель прекрасна. Как к ней прийти, внятно пока не озвучено. Главное, не отправиться дорогой провалившейся судебной реформы 2016 года. В теории она должна была излечить украинские суды от коррупции и кумовства, а на практике поставила их на службу Порошенко. Народ лишь разочарованно вздохнул. Вернуть доверие к суду, кстати, Зеленский тоже обещает.

РАЗВИТЬ БИЗНЕС

«Украина моей мечты — где нет объявлений «Работа в Польше». Зато в Польше есть объявления «Работа в Украине», — заявляет Зеленский, живущий в стране, которая, по мнению Всемирного банка, лишь 71-я в мире по благоприятности условий для ведения бизнеса. За попадание в топ-70 украинцы ведут непростую борьбу с Кыргызстаном и Вьетнамом. Кыргызстан и Вьетнам пока выигрывают.

Все это опять же из-за мутного законодательства, которое не поощряет честное предпринимательство. Как уже известно из предыдущей серии, президент собирается сделать бизнес-среду более прозрачной, а чтобы бизнесменам было легче перестроиться и выйти из тени — ввести разовую «нулевую декларацию». Это возможность задекларировать и легализовать свои доходы без всяких последствий для здоровья, но 5% от задекларированной суммы придется отдать государству. Эти деньги планируется направить на уменьшение тарифной нагрузки для малоимущих. Почему именно туда? Может, потому, что тарифы на коммуналку, согласно соцопросам, заботят людей ненамного меньше ситуации на Донбассе…

Подтолкнуть предпринимательство Зеленский пообещал довольно стандартными методами: свободная конкуренция, льготное налогообложение, долгосрочное кредитование под невысокий процент, президентские гарантии крупным инвесторам из-за рубежа… А еще — замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал. По-простому: если ты реинвестируешь прибыль в свой бизнес, в казну ничего платить не надо. Твое дело быстро растет, всем хорошо. Звучит красиво, но есть опасность, что нечистоплотные компании устроят «конкурс инвестиций», чтобы избежать налога.

Примеры удачно действующего подобного механизма есть — например, Эстония. Но, во-первых, это небольшая страна, где проще держать ситуацию под контролем. Во-вторых, там действует очень жесткое законодательство: сложно даже холодильник купить без предоставления справки о доходах. Украине к этому быстро не прийти. Причем идеи и «нулевой декларации», и замены налога на прибыль витали еще при Петре Порошенко, но до дела так и не дошло.

Тем не менее Зеленский убежден: «Самая большая страна Европы не может быть бедной». И верит даже в такую инициативу из своей программы: «Каждый ребенок имеет право накапливать на своем счету часть от реализации государством природных благ. После достижения совершеннолетия ребенок получит эти накопления как собственный стартовый капитал».

РЕШАТЬ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ЧЕРЕЗ РЕФЕРЕНДУМЫ

«Мой первый закон — «О народовластии»». В нем мы закрепим механизм, по которому только народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы», — планирует Зеленский, живущий в стране, где за 28 лет состоялись лишь два всеукраинских референдума. Первый — собственно, провозгласивший независимость Украины. Второй — результаты которого Верховная рада в итоге отказалась принимать.

Вообще, референдум — довольно громоздкая, трудоемкая и дорогостоящая штука. Так что на самом деле, похоже, этот пункт программы надо воспринимать как стремление создать в Украине цифровое общество и пойти по эстонскому пути.

Судя по всему, команда Зеленского при составлении программы довольно сильно вдохновлялась примером Эстонии. Ведь там уже несколько лет как внедрили единую платформу, через которую можно и проголосовать, и заплатить налоги, и купить билет на автобус… Нельзя разве что жениться онлайн. Для этого пока приходится идти в госучреждение. Тем не менее, глядя, как устроен эстонский быт, проще понять, к чему стремится новый президент Украины и внедрение каких новых технологий он имеет в виду. С такой системой принимать участие в важных решениях всей стране действительно намного проще.

«Люди должны в любой момент в телефоне задать вопрос чиновнику. У него может быть служба, которая смотрит, отвечает на эти вопросы, один человек не справится с таким приемом информации. Но если ты министр инфраструктуры… Я не могу знать, что на такой-то дороге дыра, но я министр, я дам по шапке любому, в любом регионе, если мне сообщат», — рассуждает Зеленский.

Другой вопрос: сколько времени понадобится, чтобы разработать и внедрить такую? Особенно с учетом масштаба страны. Особенно с учетом заявления Зеленского, что он идет только на один срок. А ведь пока у него нет ни собственной фракции в Верховной раде, ни поддержки. Велика вероятность,что многие инициативы президента будут восприниматься в штыки и тормозиться.

ВЕРНУТЬ ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ

«Мы должны завоевать мир для Украины. Сдача национальных интересов и территорий не может быть предметом никаких переговоров», — говорит Зеленский, живущий в стране, где пять лет не знают, как быть с Крымом, ДНР и ЛНР. В этом пункте у победителя Зеленского мало расхождений с побежденным Порошенко. Разница лишь в методах. Порошенко хотел вернуть Крым через поддержку мирового сообщества и санкции. Зеленский апеллирует к Будапештскому меморандуму, согласно которому его участники (Россия в том числе) обязаны сдерживать желание нарушить территориальную целостность Украины. Причем он хочет не только вернуть территории, но и «заставить агрессора возместить нанесенный ущерб».

Впрочем, это лишь озвученные позиция и примерный план действий. Так как Россия даже не рассматривает возможность уступок, впереди долгий процесс с совершенно неясными результатами. Сам Зеленский в интервью каналу ICTV честно признался: «Я не представляю, как сейчас вернуть Крым. Может, когда будет смена власти в России».

Горький опыт заставляет нового президента двигаться в сторону НАТО — ради гарантии безопасности. В этом желании снова нет отличий от Порошенко. Однако Зеленский также хочет перевести армию на контрактную основу, чтобы в ней находились профессионалы с достойной оплатой труда. «Бюджет на армию должен перестать быть кормушкой для кабинетных генералов», — написано в его программе. И логика в этом есть: существующая в нынешнем формате украинская армия в 2014 году доказала свою неэффективность.

ИНВЕСТИРОВАТЬ В ОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИЦИНУ

«Профессии врача и учителя должны стать престижными и высокооплачиваемыми», — озвучивает Зеленский мечту тысяч врачей и учителей.

Главный посыл для здравоохранения — переход к страховой медицине. Сокращение административной надстройки, бесплатный ежегодный осмотр для каждого, базовый уровень страхования за счет государства — все, как в лучших лазаретах Парижа и Мюнхена. В теории — супер. На практике — требует времени, денег и решения проблем, источником которых является сама страховая система. Даже для куда более богатых США медицинское страхование — один из самых острых внутренних вопросов. Обама обещал провести реформу здравоохранения, но за восемь лет президентства ничего толкового так и не придумал.

Самая интересная идея, связанная с образованием, — принцип «деньги ходят за талантливым студентом». Талантливые школьники получат образовательные ваучеры, которые смогут потратить на обучение в любом выбранном ими вузе.

Затем, став молодыми специалистами, они смогут рассчитывать на молодежное жилищное кредитование. А состарившись — на достойную пенсию. Ведь страна перейдет от солидарной к накопительной пенсионной системе. Причем по плану страховые накопления будут не пропадать в фондах, а переходить по наследству. Целая жизнь — прекрасная и умещающаяся в двух абзацах.

Впрочем, подробно механизм реализации всех идей в программе Зеленского не расписан.

С этим пока туго. Кроме поддержки Верховной рады, для осуществления реформ нужны деньги. Но пока непонятно, откуда брать финансирование. Вот, например, самый конкретный ответ Зеленского о кредитах от МВФ: «Дают транш — надо брать. Все в копилку. Отдавать? А отдавать — то потом. Можно пересмотреть условия — сейчас там очень жесткие проценты. Почему мы вправе пересмотреть условия? Полюбым морально-этическим правилам. Не ты особенный, чтобы тебе давали под меньший процент, чем другим. Мы особенные, потому что нам дают под больший процент. Есть примеры других стран, которым МВФ выдает кредиты. Давайте положим бумажки, посмотрим. А можно нам такие же?»

Тем не менее из этого ответа все равно непонятно, как новый президент собирается развязываться со старыми долгами (пусть даже договорится на меньший процент) и попутно искать финансирование под свои предвыборные проекты. Про это Зеленский не говорит — потому что пока и сказать нечего. Да и чего говорить, когда нужно смотреть. Впереди — еще пять сезонов, казалось бы, уже закрытого сериала «Слуга народа». Теперь в режиме live-шоу.

Как мэр-комик сделал Исландию лучше

Экс-мэр Рейкьявика Йон Гнарр
Экс-мэр Рейкьявика Йон Гнарр

Зеленский — не первый персонаж из мира кинематографии и шоу-бизнеса, добившийся политического признания. Рональд Рейган и Арнольд Шварценеггер были губернаторами Калифорнии, а первый еще и девять лет руководил Америкой. Но самый неожиданный политик, вышедший из сферы развлечений, — экс-мэр Рейкьявика Йон Гнарр.

Все началось с шутки, как и многое в жизни Гнарра. Комик придумал образ обаятельного, но беспринципного политика. Загрузил несколько забавных роликов на YouTube — людям понравилось. Тогда Гнарр пошел дальше и создал в интернете страницу «Лучшей партии» с остроумным слоганом: «Зачем голосовать за вторую или третью партии, когда вы можете выбрать лучшую?» Шоумен занимался исключительно тем, что высмеивал политику и политиков.

Гнарр всячески подчеркивал несерьезность затеи. Избирателям он обещал поселить в местном зоопарке белого медведя и ввезти в страну евреев, чтобы «в Исландию приехал хоть кто-то, кто смыслит в экономике». Усиливал свои позиции намерением построить Диснейленд с бесплатным входом для безработных, чтобы те «могли сфотографироваться с Гуфи», и обязательством ничего не делать на посту мэра («мы трудились всю жизнь и хотим четыре года отдыхать на хорошей зарплате»)… А заканчивал список посулов фразой «Мы можем пообещать больше всех других партий, потому что мы нарушим каждое свое обещание».

«Лучшая партия» так и осталась бы шалостью, если бы не мировой кризис 2008 года, серьезно подкосивший экономику Исландии. Три крупнейших банка страны разорились, национальная валюта рухнула, местные жители пересели с Range Rover в рыбацкие лодки… Респектабельная Исландия вдруг познала, что такое демонстрации и слезоточивый газ. Консерваторы признали поражение и подали в отставку, но никто не знал, как исправлять положение.

Именно в этот момент появился Гнарр со своими анекдотами. Первые опросы принесли его партии 0,7% голосов. Он не боролся за власть, но началось странное. На теледебатах Йон травил байки вместо того, чтобы спорить с оппонентами, — и рейтинг партии вырос до 10%. В интервью Гнарра спросили, что делать с недостроенным аэропортом, а он ответил: «Не знаю». Комика размазали в том разговоре. Но народ подумал: о, хоть один приличный человек, который честно признался, а не стал что-то обещать и размахивать руками. И его рейтинг вырос до 20%. Йон и команда продолжали веселиться, не предлагая вообще никакой программы, но за две недели до выборов у них было уже 38%. Они победили.

Гнарр проработал мэром Рейкьявика четыре года— с 2010-го по 2014-й. Первый год прошел под огромным давлением СМИ и конкурентов. Потом стало проще. Его партия принимала простые житейские решения, а не играла в политику. У энергоконцерна RE задолженность в 2 млрд евро? «Лучшая партия» уволила гендиректора, который довел компанию до такого состояния, упразднила дорогущий головной офис в центре города, пригласила для управления профессионалов, повысила цены на электроэнергию.

Потихоньку жизнь в столице и стране налаживалась. «Лучшая партия» на самом деле поступала весьма практично. С одной стороны, куражилась: ее лидер ходил на парады в женском платье и набил герб Рейкьявика на руке. С другой —  отдавала хозяйственные вопросы на откуп профессионалам, повышала налоги, не заботясь о политической репутации, вступала в коалицию с социал-демократами. Единственное требование к партнерам — посмотреть все сезоны сериала «Прослушка». Лидер социал-демократической партии Дагур Эггертсон, к тому моменту дважды провалившийся на выборах, выполнил требование в рекордно короткий срок.

Нелепая выходка, но тем не менее панки-анархисты получили толкового союзника, который отстаивал их интересы в сшибках с другими политическими силами и выполнял большой кусок работы по экономическому восстановлению страны.

Позже социал-демократы скажут, что они и занимались почти всеми делами, пока Гнарр с друзьями придумывали очередной перформанс. А Дагур Эггертсон выиграет следующие выборы. Конкурировать с Гнарром ему не пришлось: тот ушел и распустил «Лучшую партию» на пике популярности.

Оригинал публикации размещен на сайте журнала «Большой».